Взаимосвязь бюджетов компании
Совокупность взаимосвязей различных видов бюджетов, представленная в графическом виде, может служить довольно точным отражением специфики работы той или иной компании. Конкретный набор бюджетов и их размер — уникальны для каждого бизнеса, как отпечаток пальца для человека. Чтобы запустить бюджетирование на вашем предприятии мы предлагаем воспользоваться нашими услугами по настройке БДР.
Впрочем, на самом верхнем уровне классификация бюджетов для любых бизнесов будет общая. Таким образом можно выделить следующие типы бюджетов:
- Финансовый бюджет. Принципиально общими для всех компаний окажутся бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс.
- Операционные бюджеты. Количество таких документов, которые формируются опираясь на текущую деятельность фирмы, может измеряться несколькими десятками. Чем больше компания, тем больше у нее подразделений и, соответственно, операционных бюджетов.
- Инвестиционный бюджет. Включает в себя планируемые вложения в развитие бизнеса.
Систему взаимосвязанных между собой бюджетов различных типов и видов также называют финансовой моделью компании или холдинга. Если фирма небольшая или только начинает свой путь в бизнесе, то как правило она управляется собственником, как говорится “в ручном режиме”. На этом этапе роль системы бюджетирования не столь уж велика. А вот когда компания начинает развиваться, — количество персонала растет, как и все усложняющиеся бизнес-процессы и появляются люди которым нужно делегировать решение финансовых вопросов, — вот в этот момент эффективное бюджетирование становится критически важной задачей.
Стоит добавить, что бюджетирование не ограничивается планированием расходов и доходов. Не менее важную роль играет контроль их исполнение и последующая корректировка в зависимости от достигнутых в реальности показателей. Также большое значение имеет система автоматизации. Сервис “Финоко: Управленческий учет” позволяет составлять бюджеты различных типов, видов и уровней.
Операционные бюджеты
Главный смысл операционных бюджетов — это предоставить исходную информацию для финансовых бюджетов. В первую очередь — для бюджета доходов и расходов, а также бюджета движения денежных средств. Во-вторых, система операционных бюджетов служит для трансформации плановых единиц измерения, например из человеко-часов или тонн в денежные показатели. И в-третьих — позволяет рассчитать расходы на единицу выпущенной продукции. Операционные бюджеты могут как относится как отдельным департаментам предприятия, так и быть консолидированными.
Бюджет продаж
Пожалуй, самый сложный, но при этом и самый важный бюджет для любой компании касается объемов продаж. Представить их нужно, как в натуральном, так и денежном выражении. Для его составления необходимо ясное понимание возможностей фирмы, рыночной ситуации и даже доля интуиции. Далеко не у всех получается сделать хотя бы более-менее точный бюджет продаж. Именно поэтому этой части бюджетирования нужно уделять большое внимание, особенно когда компания только выходит на рынок. Управленцу необходимо держать в голове, в частности, такие факторы как: сезонность, рыночная динамика, конкурентное окружение, уровень покупательской способности потребителей и многие другие. Можно развести этот бюджет по каналам сбыта или по регионам присутствия компании, что позволит видеть факторы влияющие на уровень продаж. Посмотреть пример составления бюджета продаж в сервисе Финоко.
Бюджет поступления денежных средств от реализации продукции
После формирования бюджет продаж имеет смысл составить бюджет поступления денежных средств от реализованной продукции. Управляет таким бюджетом отдел, отвечающий за продажи. То есть, у менеджеров этого подразделения должны быть свои бюджеты ДДС, которые затем сливаются в соответствующий консолидированный бюджет. Посмотреть пример расчета.
Бюджет производства
Следующий шаг — наметить производственный бюджет в натуральном выражении. Разумеется, это актуально для компаний, выпускающей продукцию. Такой документ иногда еще называют производственной программой. Он содержит в себе как наименования товаров, так и периоды за которые нужно будет выпустить те или иные объемы. Поэтому очень важно, чтобы бюджет производства согласовывался с детальными производственными отчетами. Информация из этого бюджета поступает в другие документы, которые отражают прямые материальные затраты, затраты труда и общепроизводственные расходы. Расчет бюджета в сервисе Финоко.
Бюджет прямых затрат на материалы
Бюджет прямых затрат на материалы нужен производителям, чтобы точно понимать размер затрат. Как правило под “материалами” в этом случае понимается: исходное сырье, расходники, тара и т.д. В совокупности все это довольно большая статья расходов. Такие бюджеты нужно анализировать с особой тщательностью в том случае, если вы решите минимизировать затраты предприятия. Планируются затраты на материалы отталкиваясь от номенклатурного разнообразия производства. Посмотреть пример.
Бюджет закупок материалов
Бюджет закупок составляется исходя из данных предыдущего документа, определяющего объем прямых затрат на материалы. В первых строках этого бюджета отражаются данные об их необходимых объемах. Важным фактором в данном случае являются остатки, например исходного сырья или тары, на начало и конец периодов. Нужно отметить, что данные представлены не в денежном, а в натуральном выражении. Пример расчета бюджета закупок материалов.
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Как понятно из названия этот бюджет фиксирует затраты на сотрудников компании. Кроме основного фонда оплаты труда, этот бюджет может включать в себя расходы на систему мотивации персонала по каждому из отделов или департаментов. Как правило, фирмы делять затраты на персонал на две части: постоянную и переменную. В соответствующем бюджете они находят свое отражение по разному. В каждой компании затраты на труд считают по своему, но есть несколько обязательных элементов: общий объем ФОТ с разбивкой на постоянные и переменные затраты; текучка кадров за определенный период; выплаты по больничным листам и другие показатели. Расчет бюджет прямых затрат на оплату труда в сервисе Финоко.
Бюджет общепроизводственных расходов
Бюджет общепроизводственных расходов включает в себя те из них, что не входят в прямые производственные затраты. Их еще называют “накладными” или “косвенными”, то есть такого рода расходы могут иметь совершенно разную природу под влиянием большого количества факторов. В частности, под общепроизводственными затратами понимаются: ремонт станков или зданий, уборка, амортизация, “коммуналка”, страховые выплаты и другое. Пример бюджета.
Бюджет коммерческих расходов
Расходы на мероприятия, по реализации продукции, неразрывно связаны с продажами. Это расходы на рекламу, складирование продукции и др. В большинстве случаев, бюджет коммерческих затрат формируются исходя из плана продаж.
Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом объемов продаж продукции на плановый период. Он включает расходы на маркетинговые исследования, рекламу, оплату труда менеджеров по продаже, транспортные расходы, если их оплачивает производитель, и прочие аналогичные расходы.
Бюджет управленческих расходов
Затраты на управление определяются функционирование административного персонала. Причем распределяются относительно как произведенной продукции, так и уже на реализованной. В каждой компании расходы на менеджмент высшего звена распределяются исходя из особенностей бизнеса.
Формирование финансового бюджета
В смысл формирования финансового бюджета заложено планирование всех предстоящих издержек предприятия в денежном эквиваленте. В основе лежат следующие документы: прогнозирование доходов и расходов, прогнозирование движения денежных средств, бухгалтерский баланс и движение капитала имеющихся средств на счету.
Финансовый бюджет – это основа всего бюджета. Его целью является прогнозирование и планирование финансового оборота всей компании. Направлен на обеспечение платежеспособности предприятия и рассмотрение всех моментов, связанных с дефицитом бюджета.
Движение денежных средств на основании бюджета
Любая деятельность организации возможна лишь в том случае, если она приносит прибыль. Независимо от размера компании, все вопросы всегда связаны с получением дохода. Условия рынка и конкуренция непосредственно влияют на движение денежных средств. Если денег в фирме будет не хватать, это значит, что без вовремя принятого решения, это приведет к банкротству.
Одной из важных составляющих финансового бюджета является бюджет движения денежных средств. Его главная задача – не допускать дефицита денежных средств в компании и недопущение кассовых разрывов.
При составлении бюджета денежных средств, используются показатели. Их количество и вид устанавливается в зависимости от направления деятельности компании и от поставленных задач.
Как только компания приступает к составлению данного бюджета, следует учитывать:
- Определить временной предел, то есть насколько часто бюджет стоит обновлять. Все это необходимо, для того, чтобы он соответствовал бюджету организации в целом. Почти у каждой компании, оплаты имеют семидневный характер, и начинаться они могут абсолютно в любой день. Бывает так, что разбивка идет не по неделям, а по календарным дням. Так можно избежать лишней путаницы в отслеживании потоков денег.
- Баланс между прибылью и издержками. Можно рассмотреть два варианта. В первом случае, компания должна всегда иметь на остатках положительный баланс. Во втором случае, это когда фирма производит продажу в кредит.
- Все потоки денег формируются из разных видов статей. Если брать в расчет небольшую фирму, то даже у нее таких статей может быть более тысячи. Чтобы избежать ошибок в отслеживании, рекомендуется все статьи классифицировать. Это внутренний документ, поэтому вся классификация должна быть удобна именно Вам.
Классифицировав все статьи, исходя из деятельности предприятия, гораздо удобнее производить анализ. При формировании бюджета доходов и расходов, все поступления и издержки учитываются раздельно. Если у компании есть статья расходов, которая является очень высокой, ее также стоит учитывать отдельно.
Статьи расходов
- выплаты поставщикам;
- заработная плата;
- арендная плата;
- выплаты по кредитам и займам и пр.
На усмотрение организации, все статьи затрат могут выражены, как в денежном эквиваленте, так и в процентном соотношении.
Внутри бюджета, также можно произвести детализацию. Например, по поступлениям, или выплатам, налогам, или расходам на развитие компании.
Чтобы бюджет движения денежных средств был полностью корректным, стоит учитывать дополнительную информацию: издержки, которые не влияют на финансовый поток, авансовые платежи, дебиторская задолженность.
Есть еще один важный момент в составлении данного варианта бюджета. Это средний остаток финансовых средств. В него входят:
- операционный остаток;
- страховой остаток.
Операционный остаток
Это минимальная сумма, которая нужна, для покрытия издержек по основному виду деятельности.
Чтобы рассчитать операционный остаток, необходимо: объем денежного оборота (план) / план расхода денежных средств по организации в целом. Все это считается за необходимый период времени.
Расчёт показателя суммы остатка по плану обеспечит своевременное совершение всех обязательных платежей по операционной деятельности.
Страховой остаток
Страховой остаток необходим для организации. Определяется суммой операционного остатка и коэффициента поступлений финансовых средств в организацию.
На основании данного бюджета, можно составить график поступлений денежных средств в организацию. Он может изменяться, исходя из дебиторской задолженности.
Информацию для формирования бюджета движения денежных средств, можно получить из данных. Например, бюджета продаж, бюджета материалов, производственных расходов и др.
Важно при создании такого бюджета, найти грань между получением денежных средств и правом получения. Прибыль признается тогда, когда сделка считается совершенной. Но в нашем случае необходимо учитывать только фактические поступления и издержки.
Отчет о прибылях и убытках на основании данных бюджета
Основная цель БДР– это выявление отличий между поступлениями и денежным потоком в целом. Поток денег – это только реальные выплаты и выручка, которые отражаются на счетах фирмы и кассе.
Бывают такие ситуации, когда компания в итоге получает отрицательный финансовый результат. Хотя в течение запланированного периода, на счетах всегда были денежные средства и кассовые разрывы отсутствовали. Стоит напомнить, что выручка и деньги – это не одно и то же.
Используя калькуляцию по затратам, нужно уделить внимание производственным расходам, ими могут быть запасы предыдущих периодов времени. Это значит, что такие затраты уменьшают доход в целом по предприятию. Формируя отчет по бюджету, лучше применять калькуляцию переменных затрат по производству. Именно она четко отображает связь продаж и прибыли.
Баланс бюджета
Управленческий баланс — это один из завершающих этапов. Здесь потребуется информация о бюджете денежных средств, функциональных бюджетах и отчете о прибылях и убытках. Только после получения данных, реально сформировать такой бюджет.
Каждый бюджет имеет очень подвижный характер. Именно баланс бюджета позволяет быстро отразить картину финансовой деятельности компании. Это можно сделать, как на определенную дату, так и на период.
В принятии управленческих решений, этот бюджет мало помогает. Он не дает информацию о том, как и что, было достигнуто, он дает только общую картину.
Консолидация бюджетов
Не стоит забывать, что виды бюджетов включают операционный и финансовый бюджеты – это единый бюджет всего предприятия. Но он включает в себя все сметы доходов и расходов структурных подразделений.
Операционный бюджет включает в себя бюджет:
- доходов и расходов (БДР)
- движения денежных средств (БДДС)
- продаж;
- производства;
- производственных запасов;
- прямых затрат на материалы;
- производственных накладных расходов;
- прямых затрат на оплату труда;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов;
- прогнозный отчет о прибыли.
Финансовый бюджет включает в себя:
- инвестиционный бюджет;
- бюджет денежных средств;
- прогнозный баланс.
При рассмотрении связи между всеми видами бюджетов и планов центра финансовой ответственности, можно включать более детальные виды смет. Они создаются при масштабных целях и если они действительно важны для фирмы.
К ним могут относиться сметы доходов и расходов:
- маркетинговый отдел;
- отдел оптовых продаж;
- подразделение розничных продаж;
- служба снабжения;
- транспортный цех;
- склад;
- филиалы;
- другие структурные подразделения.
Группы статей расходов и прибыли организации
Все доходы и расходы компании, можно разделить на виды:
- краткосрочные и долгосрочные;
- по статьям;
- по определенному периоду времени;
- в случае возникновения дефицита, профицита, или баланса доходов и расходов.
Нет специального стандарта по группам доходов и расходов. Каждое предприятие выделяет свои, подходящие по виду и направлению работы организации. Фирма может выбрать для себя несколько видов для составления бюджета. Или сделать основное планирование без деления по видам доходов и расходов. Все это можно составить самостоятельно, или при помощи автоматизированных программ.
Все виды бюджетирования применяются в организации, с целью планирования и увеличения финансового результата компании.