Активная деятельность организации сопровождается перемещением материальных ресурсов и денежных средств, которые учитывает бухгалтерия. В этом аспекте существует множество инструментов систематизации, поскольку они формируют отчеты для внешних органов надзора. Но такого рода информационные пакеты на практике не дают ответ на повседневный вопрос – наличия ликвидных активов, которыми можно пользоваться в реальности сейчас. Далее поговорим о ведении бюджета доходов и расходов, и движение денежных средств (далее бдр и бддс) не как о помощниках аудитора, а с точки зрения источников финансовой аналитики и фундамента для анализа деятельности и управления компанией.
Максимизация прибыли и минимизация затрат – целевой ориентир любого коммерческого предприятия. Управленцам для принятия и постановки оперативных задач требуется из массива бухгалтерской отчетности получить систематизированные данные, которые способствуют в реализации стратегии фирмы и решение оперативных проблем:
- оценка эффективности функционирования бизнеса;
- идентификация отклонений в соотношении результативности подразделений и затрат подразделения;
- мониторинг действий кампании по ветвям оргструктурных единиц;
- планирование экономического состояния на следующий период;
- установка и контроль лимитов затрат по подразделениям и статьям.
Источником информации, которая будет основой для размышлений и поиска решения описанных выше направлений является БДР, который включает в себя совокупность плановых, фактических показателей, а также их отклонения, и состоит из данных о доходах и расходах. Такая методика позволяет рассчитать показатели:
- издержек (прямые/переменные – разделение на тратты, понесенные во время производства готовой продукции либо предоставления услуг; условно-постоянные с акцентом на административные; коммерческие; по амортизационным отчислениям; налоговые; забалансовые – те, которые нельзя отнести к вышеперечисленным).
- доходов(выручку, полученную путем реализации своих услуг или товарного ассортимента; от аренды движимого и недвижимого имущества, которое стоит на балансе; не связанные прямо с производительной функцией организации).
- прибыли (операционной, чистой, валовой, маржинальной или до налогообложения).
По мнению наших экспертов, автоматизация данного процесса позволяет значительно упростить административную функцию надзора за выполнением поставленных задач.
Особое внимание мы уделяем:
- подсчету экономических нормативов и плановых показателей деятельности;
- учету доходов и расходов по проектам компании;
- созданию удобной системы распределения общих затрат на деятельность подразделений;
- учету расчетов в группе компаний и учету внутригрупповых оборотов;
- расчету эффективности использования ресурсов компании;
- анализу бизнес-процессов, оцифровка результатов деятельности, планирование результатов процессов и разработка набора индикаторов деятельности.
Специфика денежных потоков проявляется через восприятие особенностей их движения с учетом наличия временных лагов между подписанием контрактов, отгрузкой товарно-материальных ценностей и главного – зачисление денег на расчетный счет. В связи с этим давайте более детально остановимся на особенностях использования БДДС, поскольку только эта отчетность может предоставить вам реальную информацию – какое состояние счетов на сегодня и какими средствами возможно воспользоваться для получения дополнительной выгоды.
Почему стандартная 1С отчетность не помогает в анализе? У бухгалтера присутствует обязательное правило – отображать каждую хозяйственную операцию не зависимо от фактического движения активов. Множество документов (товарные чеки, акты выполнения работ, регистрация прихода в складское помещение) необходимы для подтверждения реальности и легальности перед контролирующими фискальными органами, а для финансового учета требуется иная форма представления сложившейся ситуации на конкретную дату.
В помощь высшему менеджменту приходит такого рода автоматизированное программное обеспечение, которое подымает занавес на мониторинг БДДС. Такой подход дает возможность:
- оперативно получить постоянный контроль за статьями затрат;
- установить лимиты по отдельным статьям бюджета;
- наладить систему контроля за реализацией обязательств перед внешними сторонами.
В организации постоянно наблюдается потребность к закрытию позиций по обязательствам – заработной плате, расчете с контрагентами, оплате по коммунальным платежам и т.д. Индивидуализация работы с БДР проявляется в технологических особенностях составления отчета, при этом важно соблюдение принципов целевой предназначенности, уникальности, достоверности, доступности.
Полагаясь на имеющийся опыт, наиболее удачными подходами формирования статей БДР выделяем три типа бюджетирования: Bottom-up, Top-down и комбинированный.
Построить прогноз плана с максимальной вероятностью достоверности очень сложно, поскольку уникальность каждого вида экономической деятельности затрудняет применение стандартных шаблонов. А вот в одной отрасли набор бизнес-процессов приблизительно одинаков.
Исходя из этого, мы разработали наиболее актуальные универсальные модели БДР, которые помогут вам быстрее перейти на автоматизированную систему подготовки отчетов либо провести реструктуризацию используемых инструментов. Эталонные модели состоят из готовых к использованию БДР, БДДС, операционных отчетов подразделений, набора индикаторов и показателей финансового анализа с отраслевой спецификой, которые можно применять на любом этапе.
Мы поможем наладить бюджетирование до автоматизма и переведем сравнительный анализ в удобную для вас форму получения результата, что выведет из затруднений идентификации бизнес-процессов компании, а также высвободит больше времени.
Веб сервис Финоко позволяет автоматически формировать БДР и БДДС на основе данных бухгалтерской программы, например 1С: Бухгалтерия.