Проекции KPI

Систему KPI создали потому, даже в капиталистическом мире не все изменяется деньгами. Если быть точнее, прибыль сегодняшнего дня в ущерб развитию компании в долгосрочном плане — это плохо. В случае, если предприятие нацелено на будущее, огромное значение имеет именно стратегическое планирование. В достижении поставленных целей, без строго прописанных правил и контроля никак не обойтись. Лучшим помощником в этом вопросе является сбалансированная система показателей и система проекций KPI. В стандартом варианте системы содержится четыре проекции KPI: финансовая составляющая, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие. Каждый из них затрагивает важные моменты, влияющие на конечный результат.

Финансовая проекция KPI

Проекция KPI: Финансовая
Проекция KPI: Финансовая

Финансовая проекция KPI в сбалансированной системе показателей (ССП) настаивает на связи стратегии фирмы с финансовыми задачами. В совокупности они являются направляющей между другими параметрами достижения. Каждый индикатор финансовой составляющей должен быть направлен на изменение финансовой стороны. Данная проекция — это долгосрочные цели, которые поставлены компанией и способы их достижения.

Как связаны финансовые цели и стратегия компании?

На каждом цикле достижения целей, свои финансовые планы. Все этапы можно разделить на три части:

  • период развития;
  • период устойчивого состояния;
  • получение прибыли.

В период развития, компания находится на самом старте своего пути. Денежные средства в развитие вложены, следует находить рынки сбыта, дополнительно развиваться и т.д. В большинстве случаев, на данном этапе компания не получает прибыль.

На этапе устойчивого состояния, некоторые бизнес-единицы еще требуют финансирования. Но при правильном подходе, предприятие уже заняло свое место на рынке и постоянно увеличивает обороты.

Стадия получения прибыли — это максимальная отдача ранее вложенных денежных средств в компанию.

Риски

Каждой компании следует обращать внимание не только на прибыль, но и на риски. Стоит внимательно относиться к расчету прибыли, которую Вы ожидаете получить и контролировать все риски. Не учитывая их, они могут влиять на результат.

Стратегическая сторона

На всех стадиях развития, можно выделить три стороны, которые приведут к решению бизнес-стратегий:

  • увеличение прибыли и развитие деятельности все это будет получено тогда, когда количество клиентов увеличивается;
  • уменьшение затрат и рост производительности активное использование ресурсов и уменьшение всех затрат;
  • применение активов компании сокращение оборотного капитала, расширение бизнеса в целом и целесообразное использование денежных средств.

Финансовая составляющая показывает все стратегические цели фирмы. Ими как правило являются: получение максимальной прибыли от вложенных средств. ССП помогает все систематизировать на трех этапах. В момент формирования данной проекции, следует учитывать моменты, касающиеся производства и направления фирмы.

Клиентская проекция KPI

Проекция KPI: Клиенты
Проекция KPI: Клиенты

Данная проекция направлена на потребительский рынок, где именно фирма будет размещать свои товары, или услуги. Ключевым показателем клиентской составляющей является уровень удовлетворенности потребителей, лояльность, сохранение и привлечение новых. Таким образом можно понять, довольны ли наши клиенты.

В случае, если не учитывать пожелания и отношения к клиенту, Вашу фирму могут обойти конкуренты и не важно, что Ваша продукция лучше. Отношение и предпочтения должны играть огромную роль. Клиентская составляющая переводит все цели в конкретные действия, с которыми должны быть ознакомлены сотрудники и работать по данному плану.

Сегмент рынка

У каждого клиента есть свои пожелания и предпочтения. В момент формирования стратегических планов, стоит учесть не только это, но и стоимость, качество продукции и обслуживания и пр. Таким образом можно понять, какой сегмент рынка Вам подходит. ССП сформирует цены в каждом сегменте.

Есть такое мнение, что работать только на определенный сегмент рынка — это не выгодно. Однако это не так. Велика вероятность, что Вы не сможете удовлетворить потребности каждого клиента и они останутся недовольными. Идея выбора сегмента рынка заключается в том, что сразу понятно, что потребителю понравится, а что нет.

Ключевые показатели

В данном случае, показатели клиентской проекции KPI подойдут абсолютно всем компаниям. К ним относятся:

  • доля рынка показывает, какую долю занимает предприятие на рынке, в данном случае учитываются все факторы: издержки, качество, объем продаж и др.;
  • сохранение количества потребителей здесь отражаются уже постоянные клиенты и какие меры принимает фирма для сохранения клиентской базы;
  • увеличение числа клиентов оценка проведенных мероприятий (в единицах) для привлечения новых покупателей;
  • удовлетворение потребностей потребителя оценка удовлетворенности клиента, в соответствии с установленными критериями;
  • прибыль от потребителя какую прибыль получает компания от клиента(ов) с учетом совершенных затрат.

Важные составляющие

После того, как клиентская составляющая ССП сформирована, четко определен сегмент рынка, что позволяет продуктивнее увеличивать долю рынка и удовлетворять потребности клиентов. Конечно, это все влияет на результат — прибыль.

Очень часто бывают такие случаи, что сотрудники не уделяют должного внимания данной проекции и зря. Она непосредственно влияет на достижение стратегических задач. Помимо этого, все индикаторы отражают четкий алгоритм действий по работе с клиентами. Клиентская составляющая при правильном применении позволяет достичь:

  • хорошей репутации и формирования имиджа фирмы;
  • отличного взаимоотношения с клиентами;
  • улучшения взаимоотношений с потребителями;
  • четкого представления о товарах, или услугах (качество, стоимость и др.).

Проекция KPI: Бизнес-процессы

Проекция KPI: Бизнесс процессы
Проекция KPI: Бизнесс процессы

Если разобраться простым языком, то бизнес-процессы — это ряд действий, которые необходимо выполнять для достижения стратегических целей и задач. К разработке проекции следует приступать только тогда, когда сформированы предыдущие две. Чтобы раздел действительно принес пользу, следует учитывать абсолютно все внутренние процессы.

Здесь уделяется большое внимание развитию и анализу работы всех направлений и ответственных лиц. Контролировать в данном случае только отклонения от плана не является верным. Сюда стоит добавлять финансовые индикаторы, оценку качества, производительность и др.

Модель бизнес-процессов

Да, у каждой компании есть свой перечень действий для достижения поставленных целей. Но есть общая модель, которую могут использовать предприятия:

  • инновационный бизнес-процесс изучение скрытых потребностей покупателей, с целью последующего удовлетворения;
  • операционный бизнес-процесс к нему относится производство, продажа, доставка и пр.;
  • после продажная работа с клиентами к таким действиям относятся: гарантия, консультация, обучение и др.

Важные составляющие

В момент формирования бизнес-процессов, стоит выявлять важные аспекты деятельности, которые направлены на удовлетворение всех потребностей ваших клиентов и собственников. Стандартный подход направлен на совершенствование таких процессов как: снижение расходов, улучшение качества, сокращение времени производственного цикла. Сбалансированная система показателей действует немного по-другому: помогает создавать все бизнес-процессы на основе ожиданий, требований и запросов потребителей.

Проекция KPI: Обучение и развитие

Проекции KPI: Обучение и развитие
Проекции KPI: Обучение и развитие

Данная проекция направлена на создание индикаторов, связанных с обучением и развитием персонала. Предыдущие три проекции решают вопросы финансовой и клиентской составляющей, внутренних бизнес-процессов. Здесь рассматриваются вопросы именно по Вашим сотрудникам и их действий для достижения поставленных стратегических целей.

Руководство многих компаний отметили, что если уделять внимание только трем факторам, то очень трудно реализовать все задуманное. Все потому что персонал не понимает, что от него требуется, или недостаточно знаний.

ССП выделяет три составляющих:

  • потенциал специалиста;
  • преимущества информационных систем;
  • стимулирование, делегирование обязанностей.

Важные составляющие

Для того, чтобы предприятие достигло определенных результатов важен персонал и его обучение и развитие. Стратегические задачи подразумевают вложения в это. Невозможно одному руководителю достичь всего того, что необходимо. Такие вложения при правильном подходе не только окупятся, но и дадут “хорошие плоды”.

Проект Финоко предлагает систему управления показателями деятельности с возможностью представления в виде проекций KPI в их классическом понимании. Вы можете использовать одни и те же показатели в системе буджетирования и в системе контроля по KPI показателям.

Попробовать систему Финоко в работе можно самостоятельно. Оставьте заявку на подключение демо версии и мы поможем вам познакомиться с системой.