Мы можем управлять только тем, что понимаем. Бизнес модель Остервальдера — это шаблон бизнес-процессов компании связанных между собой логическими связями и сгруппированные на важнейшие для существования компании группы. Модель помогает системно подходить к планированию и анализу процессов в компании.
Жизнь бежит вперед настолько быстро, что если вы не меняетесь — вы уже отстаете. Иногда нужно найти слабое место в работе своего бизнеса. Менять процессы приходиться вне зависимости от того, запускаете вы новый продукт или стремитесь изменить уже имеющееся предложение. Планируя изменения, важно смотреть на работу всей компании в целом. Естественно, что любые эксперименты можно ставить на реальном бизнесе и работающих процессах. Однако, это может иметь негативные последствия. Поэтому сначала хорошо мы все обдумать и спланировать, а как это сделать так, чтобы ничего не упустить? Специально с этой целью была создана бизнес модель Остервальдера.
Бизнес-модель Остервальдера позволит смоделировать новый бизнес или реформацию уже работающих идей в новые. Моделирование по Остервальдеру — это готовый чек-лист того, о чем нужно подумать, если вы планируете бизнес. Это это удобная модель, которая помогает с разных сторон посмотреть на планируемые изменения.
Веб сервис Финоко позволяет моделировать бизнес-процессы, устанавливать для каждого процесса измеритель конечного результата. А после начала деятельности собирать аналитику о фактических результатах и сравнивать ее с тем, что было запланировано. Вы же планируете для того, чтобы достигать планы? Сервис Финоко поможет вам измерить ваш прогресс на пути к заветной цели.
Принцип внедрения инноваций в ваш бизнес:
- Анализ реального положения дел в бизнесе со всех сторон.
- Моделирование продуманной ситуации.
- На базе текущей модели работы бизнеса создается инновационная модель, которая тестируется во всех аспектах.
- После проведения работы по тестированию создается новая рабочая модель бизнеса. Она затем внедряется в повседневную деятельность компании.
Модель в этом плане — общий «язык» для всех участников моделируемого бизнес-процесса. Расскажем об бизнес-модели Алекса Остервальдера. Таким способом бизнес-моделирования пользуется ряд крупных компаний. Среди них: Microsoft, Мегафон, Сбербанк, IBM и многие другие.
Бизнес модель Остервальдера: шаблон создания
Бизнес модель Остервальдера позволяет проработать процесс создания определённой ценности или рабочего процесса. Создается модель в виде 9 блоков. Они разделены на 4 сферы ведения бизнеса. Оцениваются сам продукт, взаимодействие с покупателем или потребителем, средства для создания продукта или услуги, а также эффективность нововведения или улучшения в финансовом плане. Рассмотрим подробно все 9 сегментов, из которых состоит бизнес-модель Остервальдера.
Customer Segments (КС: Клиентские сегменты)
Этот блок включает в себя все данные, касающиеся клиентов, являющихся потребителем услуг компании. Не зря группа предполагает включение в неё людей, разделенных на сегменты. Сегмент — группа клиентов, которые объединяются друг с другом схожими нуждами или иными факторами. В плане работы компании и оценки клиентов они бывают различными. Среди них: массовый общий рынок, его отдельные ниши, сложные группы клиентов (например, молодые мамы или менеджеры высшего звена).
Крайне важно выявить конкретное направление на сегменты клиентов в компании. Так проще предлагать свои товары или услуги представителям именно своей клиентской аудитории. Чтобы заполнить этот блок в бизнес-модели Остервальдера, нужно задать себе несколько вопросов:
- для каких людей создаются наши товары или услуги;
- как наших покупателей можно назвать одним или несколькими словами;
- как можно наладить с ними устойчивую обратную связь для улучшения своего продукта;
- какие клиенты являются самыми важными для бизнеса.
Value propositions (ЦП: Ценностные предложения)
Ценностные предложения — причины, по которым клиенты выбирают именно ваше предложение, отказываясь от конкурентов. Выступать в роли value propositions в бизнес-модели Остервальдера могут уникальные предложения или особенности продукта. Также может оцениваться идея для реализации товаров или услуг, отличающая его от предложений конкурентов. Цель каждого такого момента — решение проблем выбранного сегмента клиентов. Каждое предложение — это сочетание предоставляемых услуг, производимых товаров и продуманного клиентского сервиса. Оно полностью отвечает всем потребностям выбранной клиентской аудитории.
Предложения такого рода бывают инновационными или новаторскими. Направляться они могут на улучшение уже существующих процессов и решений внутри компании. Продукт с качественным предложением в ценностном плане должен обладать такими характеристиками:
- ценность — важные для покупателя преимущества и решение его проблем;
- уникальность — в идеале на рынке не должно быть ничего похожего;
- подтверждение преимуществ на деле.
Чтобы заполнить в бизнес-модели Остервальдера этот рабочий блок, можно задать себе следующие вопросы:
- какие ценности получит покупатель после покупки нашего товара или услуги;
- какие проблемы решит клиент с помощью нашего сервиса;
- какие ценностные потребности удовлетворит наш клиент после использования покупки;
- что в себя включает наш продукт.
Channels (КП: Каналы продаж)
Здесь описывается весь ход процесса продаж — с начала и до конца. Каналами сбыта называют точки, отвечающие за продвижение товара/услуги и его продажу конечному пользователю. Разделить процесс сбыта можно на несколько этапов:
- Информирование пользователей об ценностях товара и его характеристиках.
- Оценка того, как мы хотим, чтобы выбор был сделан именно в пользу нашего предложения.
- Продажа — какими способами клиент может приобрести наш товар.
- Доставка — как можно получить покупку.
- Обслуживание — гарантийные обязательства и иные моменты, важные после продажи.
Каждый канал продаж может обслуживаться силами самой компании или с привлечением партнеров. Различные партнёрские программы помогут привлечь большое количество клиентов из различных пользовательских сегментов.
Чтобы заполнить в бизнес-модели Остервальдера этот рабочий блок, можно задать себе следующие вопросы:
- как проще всего общаться с целевой аудиторией вашего бизнеса;
- как сейчас налажено взаимодействие и эффективно ли оно;
- какая выгода получается на каждом канале.
Customer relationships (ВК: Взаимоотношения с клиентами)
В этом блоке в бизнес-модели Остервальдера описываются все варианты общения с потенциальными и существующими клиентами. Они могут различаться в зависимости от задач, которые ставятся перед бизнесом:
- разовое привлечение (характерно, например, для риэлторских агентств);
- удержание покупателей (к примеру, сервисные или гарантийные центры);
- четкая классификация для работы с определенным сегментом клиентов (консалтинговые операции, частные школы или детские сады).
Есть несколько основных типов взаимодействия с клиентами. Среди них: персональная или выделенная линия поддержки, бесплатное использование товара или услуги в течение определенного времени. Также можно включить обучение и рекомендации по использованию.
Чтобы заполнить этот раздел в рамках создания бизнес-модели Остервальдера, нужно ответить на несколько вопросов:
- какие отношения ожидаются вашими клиентами и какие существуют сейчас;
- почему система отношений устроена именно так;
- какие отношения уже предусмотрены ранее заполненными блоками бизнес-модели.
Revenue streams (ПД: Потоки доходов)
Здесь явно рассматриваются все источники, приносящие вашему бизнесу деньги. Есть 2 основных вида: деньги от одиночных продаж и периодические платежи (к примеру, сервисные сборы или ежемесячная подписка). Расскажем об основных способах формирования дохода компании:
- Продажа услуг или товаров. Можно проводить продажи сетям или конечным покупателям.
- Оплата предоставленных услуг. К примеру, в отеле оплачивается количество времени и дополнительные услуги.
- Ежемесячная или годовая подписка на услуги. Пакеты ТВ-вещания или мобильных операторов.
- Аренда или лизинг. Яркий пример — сервисы, предоставляющие услуги каршеринга.
- Лицензия на право частного или коммерческого использования программного обеспечения или мобильного приложения.
- Комиссия. К примеру, её взимают агрегаторы такси за каждый сделанный с использованием их программного обеспечения заказ.
- Рекламные услуги.
Чтобы заполнить в бизнес-модели Остервальдера этот рабочий блок, можно задать себе следующие вопросы:
- за что именно готовы платить клиенты вашего сервиса;
- за что и как они платят сейчас;
- как прибыль разделяется по отдельным потокам вашего дохода.
Key resources (КР: Ключевые ресурсы)
Здесь важно расписать все активы и ресурсы, которые помогают бизнесу работать и приносить доход. Наличие таких ресурсов помогает производить товары и услуги, продвигать их на рынке и продавать. Компания может являться собственником любого ресурса, брать его в аренду или покупать у партнёра.
Виды ключевых ресурсов:
- материальные — всё, что можно потрогать руками: от сырья до средств производства;
- интеллектуальные — патенты, разработка и программный код приложений;
- сотрудники;
- финансы — инвестиции, займы и иные средства получения денег.
Key activities (КД: Ключевая деятельность)
Это самый важный род деятельности бизнеса, направленный на создание товаров или услуг. Есть классификация ключевых активностей:
- производство — от создания макета или проекта до выпуска готовой продукции;
- решение пользовательских проблем — от гарантийных обязательств до сервисного обслуживания;
- управление разработкой и приложениями (при наличии таких).
Основные вопросы для заполнения этого рабочего блока:
- что можно сделать для увеличения и поддержания ценности выпускаемого продукта;
- без чего бизнес не сможет нормально работать;
- что сделать для значительного улучшения качества работы.
Key partners (КП: Ключевые партнеры)
В этом блоке в бизнес-модели Остервальдера нужно упомянуть всех партнёров сервиса, которые помогают ему работать. Для некоторых видов бизнеса партнеры фактически не нужны. В некоторых без партнерских взаимоотношений не обойтись. Партнёрство обычно налаживается для снижения различных рисков, усиления позиций в своем сегменте рынка и получении поддержки.
Важные причины для налаживания и развития партнерских взаимоотношений:
- экономия сырья и оптимизация всего производства;
- снижение неопределенности и производственных потерь;
- передача части работы в руки партнеров или на аутсорс.
Помогут в заполнении этого блока в рамках создаваемой бизнес-модели Остервальдера следующие вопросы:
- партнёрство с какими игроками рынка позволит значительно уменьшить риски производства и исключить возникновение других проблем;
- кого можно выбрать в качестве поставщика или контрагента;
- что можно передать партнеру без потери общего качества работы сервиса.
Cost structure (СИ: Структура издержек)
В последнем блоке модели указываются все значимые затраты компании во время рабочего процесса. Любое производство и работа с клиентами требует определенных издержек на производство, рекламу и продажи. Расходы просто считаются, если корректно рассчитаны и заполнены все остальные блоки.
Модели бизнеса могут быть ориентированными на ценностное развитие предложений или на издержки. Большинство компаний работает на условной границе между этими группами.
Виды издержек, которые стоит учесть в планируемой бизнес-модели Остервальдера:
- фиксированные — зарплата, арендная плата, оплата счетов и кредитов;
- переменные — премии, маркетинговые затраты и прочее;
- экономия на масштабах производства — это должно работать так: чем больше производство, тем меньше издержки на доставку, хранение и логистику.
Сервис Финоко и Бизнес модель Остервальдера
Бизнес-модель Остервальдера — относительно простой формат, он позволяет создавать любые виртуальные модели бизнеса. Затем можно переносить успешные задумки в реальные условия. Сервис Финоко поможет вам пройти процесс моделирования и проконтролировать этап воплощения в жизнь ваших планов.
Сервис Финоко позволяет создавать ключевые бизнес-процессы модели, привязывать к ним показатели, устанаваливать плановые значения и автоматически собирать фактические данные из учетных программ для контроля выполнения планов.