KPI директора и управленческого состава компании
Если компанией управляет собственник большой необходимости в проработке детальных показателей для анализа деятельности нет. Как только компания привлекает в руководство директора по найму, возникает вопрос в оценке результатов труда. Что важнее для компании: прибыль в текущем месяце или квартале или устойчивый рост в течение нескольких лет? Внедрение системы KPI показателей тесно связана со стратегией компании. KPI директора должны давать ответ на вопрос: выполняются ли цели поставленные перед бизнесом. Расскажем в нашей статье о том, какие KPI руководителя важно назначить для линейного руководства компании и как учитывать их в общей системе оплаты труда.
KPI руководителя призваны направлять усилия директора и всей команды в нужную сторону. Важно регулярно сверять текущие результаты с намеченными планами. Автоматизация расчета показателей позволит понимать результаты не один раз в месяц, а оперативно контролировать происходящие процессы. Сервис Финоко позволяет собирать данные из большинства систем первичного учета и формировать персональные панели KPI показателей.
Принципы внедрения KPI руководителя различных отделов и служб
Важно выбрать именно ключевые показатели для оценки работы вашего ТОП-менеджмента. Большая часть руководителей — люди с осознанной мотивацией, которые больше заинтересованы в развитии и росте бизнеса, чем рядовой персонал. Именно поэтому KPI директора должны быть не только краткосрочными, но и направленными на долгосрочную перспективу.
Цели при разработке системы KPI руководителя
Краткосрочные:
- рост объёма продаж товаров и валовой выручки;
- реальный процент выполнения установленного плана продаж;
- эффективность трат выделенного бюджета, цена лида и клиента, скорость реакции на запросы клиента;
- снижение задолженности со стороны контрагентов.
Все такие KPI директора можно использовать для расчёта ежемесячного премирования.
Долгосрочные:
- увеличение стоимости активов компании или рост её доли в своём сегменте рынка;
- рост суммы валовой прибыли за прошедший период времени по отношению к предыдущему отчётному периоду;
- повышение узнаваемости бренда путём внедрения новых каналов рекламы и связи с покупателями;
- расширение линейки выпускаемой продукции и выход на новые рынки сбыта;
- частичная или полная автоматизация производственных или иных процессов.
Такие результаты можно использовать для расчёта квартальной, полугодичной или годовой премии и выплаты соответствующего вознаграждения.
Принципы формирования KPI директора
Прибыль — важна для компании, но не только деньгами измеряется результат работы директора. Система KPI была создана для всесторонней оценки результатов работы. Классическая модель содержит 4 основные группы показателей, которые и дают возможность оценить достижения в финансах, отношениях с клиентами, качеству бизнес процессов и вопросам развития и обучения.
- Соответствие единой цели компании. KPI руководителя должны быть связаны с глобальными целями вашей компании. Проверять соответствие стоит не реже, чем раз в год, чтобы не было рассогласования.
- Прозрачная система и лёгкая измеряемость. Любой директор должен понимать, какие KPI руководителя есть в его системе его мотивации. Отличным вариантом при внедрении системы KPI директора будет чёткое разъяснение того, за что и сколько он получит денег. Предложите ему самому посчитать свою зарплату с учётом достижения пороговых значений KPI директора. Ставьте численные показатели, чтобы их можно было легко отследить.
- Реалистичность достижения целей. Недостижимость показателей может серьёзно деморализовать сотрудников. Руководитель или директор не станет выполнять заведомо нереальные цели. Установите KPI директора с учётом планируемого роста вашего бизнеса на основе реальных показателей работы за прошедший отчётный период.
- Возможность напрямую повлиять на KPI. Вся деятельность, установленная в KPI руководителя, должна быть напрямую в круге его функциональных обязанностей. Если вы установите KPI директора, на которые он не сможет оказывать влияния, то вероятность выполнения практически нулевая.
- Баланс командных KPI и личных KPI директора. Помимо личной эффективности на KPI руководителя должны напрямую влиять и цифры, показываемые его отделом или подразделением. Доля личного вклада должна оцениваться примерно на 10-20% от общей работы.
Не стоит устанавливать слишком много KPI директора — оптимальное количество 3-4 штуки. Чем больше премии зависит от невыполнения одного из KPI директора, тем больше вероятности в достижении поставленных целей.
Как формировать зарплату топ-менеджера с учётом KPI директора
Заработная плата топ-менеджера должна складываться из 2 частей: окладной и премиальной, которая и должна учитывать выполнение KPI руководителя. Обычно процентное разделение оклада и премии — 40 к 60%. Вы можете выполнить разделение и в другом формате, к примеру 20% фиксированного оклада и 80% — за выполнение KPI директора.
Основное правило размера фиксированного оклада — его должно хватать на основные потребности директора. Вне зависимости от времени года и реальной ситуации на рынке у него должны быть деньги на питание и оплату жилья. Некоторые владельцы бизнеса полностью завязывают зарплату на KPI директора — хороший руководитель должен уметь обеспечить выполнение KPI и рост компании.
Эффективность и конкретные показатели KPI для различных категорий руководителей
Генеральный директор
Внимание этого сотрудника целиком направлено на внешние факторы рынка и работы компании: состояние сектора рынка и экономики в целом, привлекательность бизнеса в инвестиционном плане, ответственность перед покупателями и контрагентами. Его KPI директора напрямую завязаны на основные показатели бизнеса:
- прирост валовой прибыли;
- повышение капитализации компании и её цены на рынке;
- увеличение качества и количества инвесторов;
- повышение влияния в своём сегменте рынка.
Операционный директор
Управляет всеми направлениями внутренней деятельности вашей компании. Если они настроены корректно, то компания приносит большую прибыль и выручку. Привязать KPI директора в этом направлении нельзя только к выручке, стоит учитывать расходы и непредвиденные моменты. Основной KPI руководителя этого направления — норма прибыли: отношение фактической реальной прибыли к валовому доходу за отчётный период. Так соблюдается строгий баланс между расходами и доходами.
Нормальные показатели прибыли компании варьируются в пределах от 15 до 40 % в зависимости от направления деятельности. Если показатель соблюдается, значит всё в порядке и операционный руководитель выполняет свои KPI директора.
KPI Руководителя продаж
Фактически, это главный генератор прибыли вашей компании. Именно он генерирует идеи и достигает целей, позволяющих привести в компанию деньги. Чаще всего такой специалист не только контролирует работу своих подчинённых, но и берёт на себя самые сложные кейсы. KPI директора направления продаж могут включать в себя следующие показатели:
- увеличение количества покупателей и среднего чека;
- достижение KPI, установленных перед продавцами или менеджерами (количество совершённых звонков или проведённых продаж, сумма личных продаж, скорость заполнения карточек товаров или обработки полученной онлайн-заявки);
- рост количества встреч с покупателями или ЛПР;
- преодоление определённого показателя по реальной выручке.
Директор маркетингового направления
Этот специалист отвечает за анализ рекламного рынка и каналов продаж, выводит новую продукцию на старые и ещё не освоенные рынки, контролирует рекламу и PR-вопросы. В отличие от смежников из отдела по продажам, маркетинговое направление занимается исключительно тратой денег.
KPI директора по маркетингу:
- ROI — фактически, это отчёт об целевом расходовании маркетингового бюджета;
- цена привлечённого клиента, стоимость одной реальной заявки из интернета или оффлайн-рекламы;
- NPS — увеличение лояльности клиентов и покупателей к вашей компании.
Чек-лист по работе с установкой KPI руководителя и контролем над ними
- Соответствие стратегическим задачам, поставленным руководством перед компанией.
- KPI директора назначаются только под реальную специфику работы конкретного руководителя.
- Количество влияющих на премию и зарплату KPI — не более 3-4.
- Если руководитель компании выполняет работу, ему должна начисляться соответствующая зарплата.
- Можно не платить оклад, полностью завязав оплату на выполнение KPI.