Методы финансового анализа: как анализировать положение компании?
Методы финансового анализа дают возможность анализировать использование ресурсов, достаточность собственных средств, резервы получения прибыли и оценивает риски банкротства. Именно финансовый анализ предприятия ответит на вопрос: а все ли мы правильно делаем с точки зрения результата? Соответствуют ли наши результаты планам и что делать, если нет. Не стоит забывать, что цель любого бизнеса – это получение прибыли, причем у здорового бизнеса стремление к высокой рентабельности это нормально. И с другой стороны, владелец должен понимать, а все ли мы учли, не «заигрались», не закредитовались, какая у нас «финансовая подушка».
Без регулярной оценки деятельности бизнес будет работать вслепую, не понимать, какое направление приносит больше прибыли, есть ли рост выручки, действительно ли доходы оправдывают вложения, какова потребность в ресурсах, и в состоянии ли предприятие отвечать по своим обязательствам. Система Финоко предлагает комплект отчетности Финансовый анализ онлайн, который можно встроить в любой комплект управленческого учета. Достаточно выгрузить актуальные данные из бухгалтерской программы и показатели фин анализа будет готовы каждый месяц
Как анализируют финансовые показатели?
Аналитики и экономисты применяют методы финансового анализа, которые комплексно и каждый в отдельности помогают создать четкую картину дел на предприятии. Источники данных: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, другие отчеты предприятия.
Как выбрать метод и для чего используется?
Различные методы финансового анализа позволяют сделать выводы о текущем состоянии компании и тенденциях в развитии:
- Оценить финансовую устойчивость: Определить способность компании выполнять обязательства, фиксировать текущие проблемы и находить резервы для их решения.
- Принять обоснованные решения: Данные анализа помогают в управлении ресурсами, определении инвестиционных возможностей и корректировке стратегии компании
- Провести сравнительный анализ: Помогает понять, как предприятие выглядит в сравнении с конкурентами и в рамках отрасли в целом.
- Планирование и прогнозирование: Основываясь на аналитических данных, можно строить прогнозы и планы на будущее, что важно для стратегического управления.
Рис. Собственные оборотные средства (форма отчета в системе Финоко)
Варианты методов финансового анализа
Методы финансового анализа дают возможность анализировать использование ресурсов, достаточность собственных средств и резервы получения прибыли. Составляются аналитические таблицы, для наглядности графики, диаграммы.
Вертикальный анализ
Вертикальный анализ позволяет оценить структуру отчетности компании в рамках одного отчетного периода.
В данном отчете каждый элемент отчета представляется в процентах от общей суммы. Например, в отчете о прибылях и убытках можно отобразить долю каждой статьи по отношению к общей выручке. Это позволяет увидеть, каковы доли затрат, налогов и прочих статей в отношении общей суммы выручки.
Другими словами вертикальный анализ позволяет определить долю элементов одного целого:
- в балансе – соотношение внеоборотных и оборотных активов, доли собственного и заемного капитала, структуру капитала;
- в структуре выручки выявляется наибольший удельный вес вида продукции, который приносит наибольшую выручку;
- в структуре расходов – какие статьи затрат имеют наибольшие суммы.
Горизонтальный (динамический)
Горизонтальный анализ включает в себя сравнительный контроль показателей за несколько периодов.
Рис. Горизонтальный (динамический) анализ
Этот метод позволяет выявить тенденции и динамику изменений, что является важным для прогнозирования будущих результатов. Например, если вы оцениваете отчетность компании за три года, горизонтальный анализ поможет понять, как изменяются выручка, прибыль и другие ключевые показатели.
Используется для выявления изменений в показателях за определенный период, как в абсолютных величинах, так и в процентах. Таким методом определяются:
- темпы прироста: 100%* Абсолютное изменение/Базовое значение;
- темп роста: 100%* Текущее значение/ Базовое значение.
Это он отвечает на вопрос на сколько увеличились объемы выручки по сравнению с прошлым годом, снизились или увеличились затраты, возросла ли прибыль, сократились ли убытки. Временной промежуток может быть различным, как правило, динамика основных финансовых показателей контролируется ежеквартально, рост сравнивается с ростом показателя за такой же период предыдущего года. Особенно большое внимание уделяется резким скачкам и снижению. Например, большой рост кредиторской задолженности будет поводом обратить внимание на долговую нагрузку компании, далее проводится оценка этих изменений.
Сравнительный анализ
Сравнительный и горизонтальный методы финанализа сопряжены и похожи, некоторые зарубежные научные издания их не разделяют. Во всяком случае, сравнение основывается на горизонтальном методе исследования. Помимо сопоставления определенных периодов значения сравниваются:
- с установленными нормами (пределом, «коридором») и оптимальными величинами;
- плановые с фактическими;
- с базовым периодом (например, с лучшим годом по прибыли и рентабельности или предыдущим периодом (годом, кварталом, месяцем));
- с внутрихозяйственными показателями (например, между филиалами);
до и после наступления какого-либо события или изменений и т. д.
Структура активов:
Рис. Структура активов (пример графика в сервисе Финоко)
Сравнительный анализ позволяет выявить нечто специфическое или, наоборот, тождественное в исследуемых явлениях. При проведении анализа следует соблюдать условия однородности сравниваемых значений, то есть, должны быть сопоставимы промежутки времени, методики расчета, условия протекания исследуемых процессов (к примеру, одинаковые климатические условия, схожие технологии и др.)
Выводы:
Следует использовать совокупность способов, чтобы получить полную картину, всесторонне оценить/измерить финансовое состояние и перспективы развития бизнеса.
Организация это живой организм, все процессы взаимосвязаны, так и контроль должен основываться на совокупности значений и их взаимосвязи. Сфокусируйтесь на нужных показателях, отслеживайте их в динамике, пользуясь различными методами. Используйте систему Финоко для анализа плановых и фактических результатов работы, удобный инструментарий анализа поможет справиться с высоким уровнем неопределенности современного бизнеса.
Этапы проведения анализа
Рассмотрим основные этапы проведения анализа.
1. Определение целей анализа
Первый шаг в процессе — это четкое формулирование целей. Цели могут варьироваться от оценки текущего состояния компании до прогнозирования ее будущих результатов. Знание того, что именно необходимо проанализировать, поможет сосредоточиться на самых важных показателях и данных.
2. Анализ отчетности
Финансовая отчетность анализируется с использованием различных методов и подходов. Это может включать горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный, а также сравнительный анализ.
3. Оценка коэффициентов
Коэффициенты позволяют быстро оценить состояние компании.
4. Формулировка выводов
На основе анализа собранной информации и полученных коэффициентов важно сформулировать выводы о состоянии предприятия. Необходимо выделить сильные и слабые стороны, потенциальные риски и возможности для улучшения. Эти выводы помогут в дальнейшем управлении компании.
5. Подготовка отчетности
Отчет об анализе положения и эффективности деятельности организации, сформированный в системе Финоко содержит все полученные данные, расчеты, графики и может быть представлен руководству, акционерам и другим заинтересованным сторонам для принятия обоснованных решений.
Правильное проведение анализа на каждом из этапов позволяет не только оценить текущее состояние бизнеса, но и выработать стратегию для его дальнейшего развития.
Заключение
Правильная интерпретация финансовых показателей, а также использование различных методов анализа позволяют предприятию выявить пути для дальнейшего роста и развития. В условиях быстро меняющегося рынка, использование удобного инструментария Финансовый анализ онлайн для контроля плановых и фактических результатов работы, поможет справиться с высоким уровнем неопределенности современного бизнеса.