Методы финансового анализа

Как анализировать выполнение планов в компании?

Методы финансового анализа дают возможность анализировать использование ресурсов, достаточность собственных средств, резервы получения прибыли и оценивает риски банкротства. Именно финанализ ответит на вопрос: а все ли мы правильно делаем с точки зрения финансового результата? Соответствуют ли наши результаты планам и что делать, если нет. Не стоит забывать, что цель любого бизнеса – это получение прибыли, причем у здорового бизнеса стремление к высокой рентабельности это нормально. И с другой стороны, владелец должен понимать, а все ли мы учли, не «заигрались», не закредитовались, какая у нас «финансовая подушка».

Без регулярной оценки деятельности бизнес будет работать вслепую, не понимать, какое направление приносит больше прибыли, есть ли рост выручки, действительно ли доходы оправдывают вложения, какова потребность в ресурсах, и в состоянии ли предприятие отвечать по своим обязательствам.

Как анализируют финансовые показатели?

Аналитики и экономисты применяют методы финансового анализа, которые комплексно и каждый в отдельности помогают создать четкую картину дел на предприятии. Источники данных: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении капитала, другие отчеты предприятия. Составляются аналитические таблицы, для наглядности графики, диаграммы.

Вертикальный структурный анализ

Заключается в определении доли в общей сумме показателя. Так, в структуре баланса валюта баланса (итог) имеет 100%, а каждая статья (отдельно по Активу и Пассиву) имеет определенный вес в нем. Другими словами вертикальный анализ позволяет определить долю элементов одного целого:

  • в балансе – соотношение внеоборотных и оборотных активов, доли собственного и заемного капитала, структуру капитала;
  • в структуре выручки выявляется наибольший удельный вес вида продукции, который приносит наибольшую выручку;
  • в структуре расходов – какие статьи затрат имеют наибольшие суммы.

Поструктурно можно разбить любую статью баланса, выявив тем самым начальные проблемы. Например, вес более 10-20% одного крупного контрагента в структуре дебиторской задолженности говорит о низкой диверсификации портфеля заказов и, в случае невыполнения обязательств таким дебитором в срок, может привести, как минимум, к большим кассовым разрывам.

Горизонтальный (динамический) анализ

Используется для выявления изменений в показателях за определенный период, как в абсолютных величинах, так и в процентах. Таким методом определяются:

темпы прироста: 100%* Абсолютное изменение/Базовое значение;
темп роста: 100%* Текущее значение/ Базовое значение.

Это он отвечает на вопрос на сколько увеличились объемы выручки по сравнению с прошлым годом, снизились или увеличились затраты, возросла ли прибыль, сократились ли убытки. Временной промежуток может быть различным, как правило, динамика основных финансовых показателей контролируется ежеквартально, рост сравнивается с ростом показателя за такой же период предыдущего года. Особенно большое внимание уделяется резким скачкам и снижению. Например, большой рост кредиторской задолженности будет поводом обратить внимание на долговую нагрузку компании, далее проводится оценка этих изменений.
Пример горизонтального и вертикального анализа представлен в таблице.

 

Анализ агрегированного баланса в сервисе Финоко

Методы финансового анализа в Финоко

Сравнительный анализ

Сравнительный и горизонтальный методы финанализа сопряжены и похожи, некоторые зарубежные научные издания их не разделяют. Во всяком случае, сравнение основывается на горизонтальном методе исследования. Помимо сопоставления определенных периодов значения сравниваются:

  • со среднеотраслевыми значениями по отрасли;
  • с установленными нормами (пределом, «коридором») и оптимальными величинами;
  • с показателями конкурентов за тот же период или с лучшим предприятием в отрасли;
  • плановые с фактическими;
  • с базовым периодом (например, с лучшим годом по прибыли и рентабельности или предыдущим периодом (годом, кварталом, месяцем));
  • с внутрихозяйственными показателями (например, между филиалами);
    до и после наступления какого-либо события или изменений и т. д.

Сравнительный анализ позволяет выявить нечто специфическое или, наоборот, тождественное в исследуемых явлениях. При проведении анализа следует соблюдать условия однородности сравниваемых значений, то есть, должны быть сопоставимы промежутки времени, методики расчета, условия протекания исследуемых процессов (к примеру, одинаковые климатические условия, схожие технологии и др.)

Интегральный (факторный) метод

Это самый математический метод финансового анализа, так как проводится большее число вычислений, по сравнению с другими методами. Он отвечает на вопрос, за счет чего произошли изменения показателя, какие факторы и в какой сумме повлияли на изменение величины. Благодаря компьютерным технологиям данное исследование перестало быть трудоемким и доступно любой компании. Используется как двухфакторная, так и многофакторная модели. Интегральный способ считается более точный, чем другие методы факторного анализа.

Немного научных слов: суть метода – суммирование приращений функции, определенной как частная производная, умноженная на приращение аргумента на бесконечно малых промежутках. Приведем пример двухфакторного интегрального анализа в таблице.

Следовательно, за счет увеличение цены выручка выросла на 6420 тыс. рублей, однако, удалось реализовать меньшее количество товара по сравнению с базисным периодом, что привело к «недополучению» выручки на 2880 тыс. рублей.

Трендовый метод

Один из простых способов прогнозирования – установление тенденции за несколько отчётных периодов. Анализируется динамический ряд, делаются выводы, какой тренд намечается в будущем. Если заданный тренд просматривают по годам, то для анализа используют значения как минимум за 5 лет. Вычисляются изменения каждой позиции баланса по сравнению с предшествующим периодом, цифры «очищаются» от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов, и далее на основании сложившегося тренда прогнозируются значения в будущем. Так, если темп роста доходов (выручки от продаж) имеет тенденцию к уменьшению, то это может свидетельствовать о сокращении предприятием хозяйственной деятельности или о низкой конкурентоспособности, что без принятия управленческих решений может привести к критическому состоянию.

Метод коэффициентов

Прибыльный бизнес не всегда говорит об эффективности компании и отсутствии негативных тенденций. Действительно, абсолютные показатели могут быть «красивыми», однако, стоить понимать, за счет каких ресурсов достигается данная прибыль, и что может повлиять на ухудшение финансовой устойчивости.

Финансовые коэффициенты – это относительные значения, рассчитываются на основании данных финансовой отчетности, определяют взаимосвязь между этими данными. Оцениваются различные стороны финансово-экономической деятельности: платежеспособность, эффективность, финансовая независимость, деловая активность и др.

В зависимости от специфики бизнеса каждая компания считает коэффициенты применительно именно к ней, приведем общепризнанные коэффициенты для всех.

Коэффициенты ликвидности

Значения отражают способность компании «закрывать» свои текущие обязательства (ТО):

  • быстрая ликвидность – за счет высоколиквидных текущих активов: (ТА-Запасы)/ТО;
  • текущая ликвидность – за счет оборотных активов: ОА/ТО;
  • абсолютная ликвидность – за счет свободных денежных средства (ДС) и краткосрочных вложений (КВ): (ДС+КВ)/ТО.

Рентабельность

Это отношение прибыли к любому показателю, указывает на эффективность, прибыльность, отдачу:

  • рентабельность активов – чистая прибыль/активы компании – показывает, насколько эффективно используются активы компании;
  • рентабельность собственного капитала – чистая прибыль /собственный капитал – определяет, какова отдача от каждого рубля вложенных средств;
  • рентабельность продаж – операционная прибыль /выручка – отражает долю прибыли в каждом заработанном рубле, норма прибыли у каждой отрасли различная, но чем больше коэффициент, тем эффективнее компания контролирует свои расходы и грамотно строит ценовую политику.

Методы финансового анализа: выводы

Два метода в большей степени используются в бизнесе. Это вертикальный (структурный) и горизонтальный (динамический) анализ, а также эти методы финанализа являются базовыми для других способов исследования. Однако рассчитывать только них не стоит. Следует использовать совокупность способов, чтобы получить полную картину, всесторонне оценить/измерить финансовое состояние и перспективы развития бизнеса.

Какую методологию выбрать зависит от целей исследования, функций оценки, выявленных факторов при анализе одним из методов.

Организация это живой организм, все процессы взаимосвязаны, так и анализ должен основываться на совокупности значений и их взаимосвязи. Комплексный финансовый анализ не только говорит о плохом, среднем и хорошем финансовом состоянии, но и выявляет факторы, которые на это повлияли. Сфокусируйтесь на нужных показателях, отслеживайте их в динамике, пользуясь различными методами. Используйте систему Финоко для анализа плановых и фактических результатов работы, удобный инструментарий анализа поможет справиться с высоким уровнем неопределенности современного бизнеса.