Бюджет коммерческих расходов является пожалуй наиболее непростым. Причина в том, что он включает в себя расходы на рекламу, маркетинг и реализацию, а также группируется по переменным и постоянным затратам. Поэтому бюджетирование коммерческих расходов имеет свои нюансы. Рассмотрим пример составления этого документа в сервисе “Финоко: Управленческий учет”.
В первой строке бюджета коммерческих расходов отображается информация о плановых продажах. Данные соответствуют бюджету продаж.
Во второй строке отражена сумма всех переменных коммерческих расходов. Например, в первый месяц их величина составит 204 332,55 руб = (158 + 48 + 79 + 53).
В третьей строке указывается информация о зарплате сбытового персонала. В нашем случае зарплата менеджеров по продаже равна 3% от уровня продаж. Например, в первый месяц зарплата сбытового персонала составит 98 775 руб = (0,03 × 3 292 500).
На четвертой позиции дается информация о страховых взносах по оплате труда сбытового персонала. В общем случае ставка страховых взносов составляет 30,2%. Например, в первый месяц страховые взносы на оплату труда сбытового персонала составят 29830,05 руб = (0,302 × 98 775)
В пятой строке указаны транспортные расходы по доставке продукции до покупателя. В нашем случае они равны 1,3 % от уровня продаж. Например, в первый месяц транспортные расходы составят 42 802,5 тыс. руб = (0,013 × 3 292 500).
В шестой строке сведены все прочие переменные коммерческие расходы. В нашем случае они составляют 1% от уровня продаж. Например, в первый месяц прочие переменные коммерческие расходы составят 32 925 руб = (0,01 × 3 292 500).
В седьмой строке просуммированны все постоянные коммерческие расходы. Так, в первый месяц их величина составит 160 000 руб = (80 + 50 + 30).
В восьмой строке указаны расходы на рекламу и продвижение товара на рынок. В течение года они не изменятся и составят 80 000 рублей в месяц.
В девятой строке представлена информация о расходах на маркетинг. Их величина в течение года составит 50 000 рублей в месяц.
В десятой строке указаны командировочные расходы, связанные с реализацией продукции. В течение года их величина составит 30 000 рублей в месяц.
В строке 11 указана общая сумма коммерческих расходов. Они определяются как сумма переменных и постоянных коммерческих расходов. Например, в первый месяц коммерческие расходы составят 364 332,55 руб = (204 332,55 + 160 000).
Среди аналитических показателей определены удельный вес коммерческих расходов в выручке и в общих затратах. А также рассчитан объем продаж на один рубль коммерческих расходов.
В строке 12 определен удельный вес коммерческих расходов в выручке. Так, в первый месяц его величина составит 11,07% (364 332,55×100/3 292 500).
В строке 13 рассчитан удельный вес коммерческих расходах в общих затратах. Так, в первый месяц его величина составит 14,35%.
В строке 14 рассчитан объем продаж на один рубль коммерческих расходов. В первый месяц он составит 9,04 руб. (3 292 500/364 332,55). Иными словами, на один рубль коммерческих расходов в первый месяц придется 9,1 руб. продаж. В течение года данные показатель будет немного увеличиваться, достигнув 10,2 в последний месяц. Итак, в бюджете коммерческих расходов консолидируются все данные о затратах, связанных с реализацией продукции. Держателем бюджета является отдел продаж.
Главные цели бюджета коммерческих расходов
Первое для чего нужен бюджет коммерческих расходов это планирование денежных ресурсов в объемах достаточных для выполнение бюджета продаж. Естественно, что эти два вида бюджетов тесно друг с другом связаны, потому как значительная доля коммерческих расходов относится к переменным затратам. А они в свою очередь корректируются в зависимости от бюджета продаж.
Структура бюджета коммерческих расходов состоит из трех направлений: финансирование процессов реализации товаров или услуг, рекламных и маркетинговых затрат. Таким образом рассматриваемый документ должен обеспечить выполнение следующих главных целей:
1. Служить доказательством наличия инфраструктуры и финансовых возможностей для выполнения плана продаж. То есть при составлении бюджета коммерческих расходов принимается во внимание прогнозы реализации продукции, логистические особенности и размеры торговых площадей.
2. Бюджет коммерческих расходов должен учитывать ресурсы выделенные на развитие фирмы, допустим, открытие новых цехов, торговых точек и т.д.
3. В документе объединяются все виды расходов, касающиеся продаж, рекламы и маркетинга.
Также с помощью бюджета коммерческих расходов можно оценить эффективность бизнес-процессов, путем сопоставления роста доходов от продаж со степенью повышения коммерческих расходов. Если окажется, что затраты растут быстрее, то есть рентабельность падает, есть повод задуматься об эффективности работы отдела продаж. Ну а в случае превышения расходов над доходами — необходимо будет пересматривать бюджеты.
Таким образом, отталкиваясь от сформулированных выше главных целей, можно составить список задач, которые решает составление бюджета коммерческих расходов:
- наполнение ресурсами бюджета продаж в необходимых объемах;
- контроль реалистичности планов развития компании;
- объединение расходов, касающихся процесса реализации продукции;
- мониторинг эффективности коммерческих расходов;
- контроль реализации товаров в разрезе регионов, категории клиентов и видам продукции.
Модель бюджета коммерческих расходов
Модель бюджета коммерческих расходов нужна для наведения порядка при планировании соответствующих затрат и назначения ответственных людей за выполнение бюджета. В модели отмечаются некоторые важные пункты.
1. Вспомогательные бюджеты. Информация из них будет включается в бюджет коммерческих расходов. Без этого трудно предугадать переменные затраты на заработную плату, логистику, рекламу и маркетинг.
2. Нормативы и алгоритмы расчетов отдельных статей коммерческих затрат. Нормированию подлежат бонусы клиентам, дополнительный процент к зарплате сотрудникам за выполнение плана продаж, расходы на доставку и доля брака.
3. Список показателей и статей затрат во вспомогательных бюджетах и в бюджете коммерческих расходов. В каждом отдельном случае перечень бюджетов и показателей может быть разным, однако для контроля эффективности имеет смысл выделять следующие три раздела:
- расходы на реализацию;
- продвижение товаров;
- вложения в развитие продаж.
4. Список работников, которые отвечают за правильность бюджетных показателей. Как правило, в этот перечень включаются: коммерческий директор, начальники отделов продаж и маркетинга.
5. Определение увязки бюджетов коммерческих расходов и продаж. В этом смысле нужно выявить, какие бюджетные статьи будут пересчитываться в случае корректировки планов по продажам.
Применение бюджетной модели упрощает вычисление показателей коммерческих расходов, а также позволяет ответственным руководителям и аудиторам достоверно оценить корректность всего бюджета в целом.