Управленческий анализ — комплексное анализирование внутренних ресурсов организации и внешних ее возможностей. Он предназначен для оценивания актуального состояния предприятия, его положительных и негативных сторон, потенциальных стратегических огрехов.
Если грамотно проводить управленческий учет, то можно точно узнать:
- на чем компания зарабатывает денежные средства;
- какое из предложений приносит больше всего прибыли;
- куда тратятся деньги;
- качество работы сотрудников;
- объемы расходов и т.п.
То есть, управленческий анализ позволяет увидеть эффективность тех или иных решений управления и общую результативность деятельности бизнеса. Затем, основываясь на результатах исследования, можно распланировать следующие шаги, способные подправить текущие пробелы. Или взять ориентир на сильные стороны и усилить их влияние на экономику компании.
Почему следует управленческий анализ взять на «вооружение»?
В развитых странах данный метод анализирования уже давно положительно зарекомендовал себя. Даже на отечественных просторах он постепенно входит в обиход. И все больше различных российских предприятий предпочитают его проводить на регулярной основе. Ведь качественно выполненный упр-анализ — залог успешного развития компании в перспективе.
Различия финансового и управленческого анализов
Это разные понятия, хоть и управленческое исследование в немалой доле исходит из результатов финансово-бухгалтерского. Но вместе с тем, оба данных вида анализа имеют существенные отличия (см. таблицу).
Виды | Бухгалтерский | Управленческий | |
Предмет исследования | Состав, структура имущества и другие финансовые элементы | Различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности | |
Информационная база | Финансовые и бухгалтерские документы собственной и других компаний | Финансово-бухгалтерская отчетность и любые другие по желанию руководства | |
Цель | Получить представление о финансовом положении предприятия | Получить информацию, которая потребуется для планирования и контролирования упр. решений | |
Периодичность | Согласно датам отчетности | По желанию | |
Доступность результатов и деталей анализа | В открытом доступе | Засекреченная | |
То есть, фин-анализ предназначен для измерения всевозможных экономических показателей – абсолютных параметров прибыли, эффективности применения капитала и т.п. В то время, как управленческий анализ базируется на других принципах и исследует:
- систему маркетинга;
- обоснование актуального бизнес-плана и результаты его реализации;
- эффективности хозяйственного аспекта деятельности;
- всех условий производства\предоставления услуг\продажи;
- использование производственных ресурсов;
- объемы товаров.
И также, упр-анализ помогает определить взаимосвязь себестоимости продукции, ее объема и получаемой по итогу прибыли.
Управленческий анализ: этапы
Анализирование выполняется в три этапа:
- подготовительный — устанавливаются цели, которые желает достичь компания и задачи, ставленные ею перед проведением анализа. То есть, вырабатывается план выполнения исследования и осуществляются сопутствующие процедуры — подготовка документации, группировка информации и т.п.;
- исследовательский — на данном этапе производится изучение подготовленных данных;
- завершающий — используя результаты анализирования, предлагаются и принимаются соответствующие упр-решения. С учетом, разумеется, контроля их выполнения.
Стоит немного подробнее рассказать, что входит в план анализа — сроки проведения, перечень анализируемых документов, список лиц, имеющих доступ к исходной информации и результат исследования, порядок выполнения и исполнители.
Управленческий анализ: разновидности
Выделяют три вида упр-анализирования, которые зачастую используются в совокупности:
- прогнозный;
- оперативный;
- оценочный.
Каждый из них обладает определенными особенностями, о которых мы сейчас расскажем.
Прогнозный анализ
Цель данного метода — смоделировать различные ситуации, способные в теории произойти в будущем с предприятием. То есть, разрабатывается структура бюджета, дающая возможность сделать прогноз по поводу фин-результатов и избежать рисков. Если, конечно, прогнозирование окажется верным. Эта методика исследования — действенный помощник в выборе оптимального пути развития организации.
Результатами исследования могут стать:
- учет\анализ упр-расходов;
- консолидированный бюджет;
- прогнозный баланс (его еще называют управленческим).
Мы привели лишь небольшой перечень и список результатов может пополниться множеством пунктов.
Оперативный управленческий анализ
Его другое наименование — текущий. Он основывается на показателях прогнозирования. Задача оперативного анализирования — определить, какими темпами продвигается выполнение бизнес-плана. Если результаты ниже ожидаемых — данное исследование позволит выявить, что является тормозящим фактором. И со стороны руководства останется лишь принять исправительные меры.
В этом случае анализируются следующие моменты:
- движение денег;
- исполнение плана реализации продукции;
- запасов;
- все, связанное с кредитными средствами.
Также исследованию подлежит структура финансовых потоков.
Оценочный управленческий анализ
Представляет собой оценку деятельности предприятия за отдельный временной промежуток — сопоставление доходов и затрат. Только рассматривается не все возможные аспекты, а лишь определенные, которые были обозначены в предварительном этапе.
На выходе оценочный (ретроспективный) анализ предоставляет:
- отчеты о движении капитала, прибыли\убытках, финансовом положении;
- рентабельность на рынке предложений организации;
- оценку инвестиционных проектов.
По общей идее данное анализирование напоминает динамическое исследование, однако, как уже было сказано, охватывает лишь некоторые нюансы деятельности.
Управленческий анализ: методы
Методик упр-анализа существует довольно много, но их все можно распределить по несколько группам. Первая из них — социологическая, в которую входят методы:
- опроса — преследует цель получения информации от участников определенных процессов и явлений (например, покупатели компании или пользователи ее услуг). Вариаций проведения множество — через почту, индивидуальный\групповой или телефонный опрос, интервьюирование и т.п;
- наблюдения — предназначен для длительного сбора информации «наблюдательным» способом непосредственно в период прохождения изучаемых явлений. Что можно провести полевым, структурализованным, лабораторным, систематическим и другими способами;
- экспериментальный — требуется, чтобы определить жизнеспособность нужной проблемы или явления. Варианты исполнения — полевой, линейный и т.д.;
- анализа документации — направлен на получение максимальной информации, которую содержат документы.
Ко второй категории относят уже аналитические методы, применяемые также и в финансовом анализе:
- сравнение — сопоставление любых выбранных показателей для измерения степени отклонения фактических параметров от плановых. Сравнению подлежат широкий перечень документов, начинающийся с фин-учета и заканчивающийся сопоставлением конкретных параметров компании с общеотраслевыми или показателями конкурентов. Является достаточно важным методом, без которого управленческий анализ потерял бы существенную долю эффективности;
- индексный — позволяет расположить по факторам относительные\абсолютные отклонения обобщающего параметра. Методике находят применение в областях деятельности, отдельные элементы которых не поддаются измерению. То есть его используют для анализа сложных явлений. Результаты данного анализирования необходимы для оценивания выполнения бизнес-плана, измерения динамики различных процессов;
- статистичный — в него входит ряд процедур, направленных на сбор\упорядочивание данных — внесение информации в соответствующие программы, ее группировка, систематизация и отображение в форме, комфортной для восприятия;
- балансовый — подразумевает сопоставления связанных между собой параметров для выяснения их взаимного влияния;
- элиминирования — помогает определить степень воздействия определенного фактора на совокупность показателей. Самый распространенный вид — метод цепных подстановок, применяемый для сравнения двух близстоящих показателей по специальной формуле;
- графический — используется для визуально разнообразного отображения данных. Например, в виде диаграмм. Качественно проведенный граф-анализ предоставит наглядную, доступную и выразительную демонстрацию результатов остальных способов анализирования.
И последняя методика анализа — функционально-стоимостная. Ее цель — разработка оптимальных управленческих решений в текущих\потенциальных обстоятельствах.
В зависимости от актуального положения дел, предпочтений, целей руководства, можно использовать все перечисленные методики в комплексе или по отдельности. Но рекомендуется не пренебрегать сравнительным, балансовым методом — они являются ключевыми.
Остальные способы классификации упр-анализа
В первую очередь, управленческий анализ можно разделить на виды по периодичности — ежедневный, ежемесячный, годовой и остальные разновидности. Также существуют следующие способы классификации:
- по методикам изучения — комплексное, локальное или выборочное;
- по содержанию — полный, частичный или тематический анализ.
Некоторые из перечисленных способов подразумевают выполнение упр-анализа с использованием технического оборудования.
Управленческий анализ: как проще всего провести?
Значительно упростит процедуру проведения и систематизацию данных, специальное программное обеспечение. Эти программы обладают различными функциями, которые будут довольно полезны при исполнении упр-анализирования. Кроме того, подобного ПО предостаточно на просторах интернета, что позволит подобрать наиболее приемлемый вариант по цене и функционалу.