Расчет ликвидности

Расчет ликвидности компании

Финансовый анализ является важным инструментом для оценки состояния компании, ее платежеспособности и финансовой стабильности. Одним из ключевых аспектов данного анализа является расчет ликвидности, которая отражает способность компании выполнять свои краткосрочные обязательства. В этой статье мы рассмотрим основные методы расчета ликвидности и их значение для бизнеса.

Что такое ликвидность?

Под ликвидностью подразумевают возможность активов за определенный промежуток времени преобразовываться в денежный эквивалент. Чем меньше для этого требуется времени, тем ликвидность активов выше. Абсолютно ликвидными являются только денежные средства. Любой другой актив является менее ликвидным и чем сложнее его превратить в денежный эквивалент, тем меньше ликвидность такого актива.

Стоит отметить, что финанасовая устойчивость и ликвидность все же раздельные понятия. Т.к. первый параметр показывает, насколько в целом финансово устойчива компания. Второй — своего рода тест, направленный на определение возможностей предприятия на случай кредитного форс-мажора. То есть, какой объем заемных кратковременных средств сможет погасить организация, если в силу определенных обстоятельств придется обратиться за денежной помощью к кредиторам.

Ликвидность компании определяется наличием у нее оборотных средств, достаточных для погашения текущих обязательств. К ним могут относиться обязательства перед подрядными организациями, поставщиками сырья и кредиты. Компания может обладать различной степенью ликвидности, в зависимости от того насколько легко она способна преобразовать свои активы в деньги.

Расчет ликвидности компании
Расчет ликвидности компании

Расчет показателей ликвидности входит в состав модели Финоко. и вы можете воспользоваться этой моделью для расчета показателей на основе данных бухгалтерского учета.

Расчет коэффициентов ликвидности

Анализ всех имеющихся коэффициентов вместе взятых и их отдельных значений – это самый простой инструмент, который выражает отношение одного параметра статьи к другому, используемый в целях контролирования работы компании, а также при планировании ее деятельности в дальнейшем.

Умение рассчитывать и применять коэффициенты – далеко не все, что важно знать и уметь, очень важно правильно их интерпретировать. Это очень сложный труд аналитического характера, требующий опыта и квалификации, таланта финаналитика. При кажущемся универсализме, конечное решение, что именно применять в конкретной ситуации, решает только аналитический отдел. Неверный расчет имеет далеко идущие материальные последствия, а ответственность в случае условий крупного бизнеса выходит за миллионы.

Сервис Финоко позволяет посчитать коэффициенты и уже содержит нормативные значения. Мы предлагаем набор финансовых показателей, которые можно рассчитать на базе данных бухгалтерской отчетности. Большинство бухгалтерских программ на платформе 1С: Предприятие могут обмениваться данными с системой Финоко при помощи модуля для 1С. Чтобы выполнить расчет финансовых коэффициентов достаточно выгрузить основные финансовые отчеты в сервис Финоко и все расчеты будут выполнены автоматически.

При анализе степени ликвидности руководствуются финансовыми показателями, рассчитанными в виде коэффициентов, которые наглядно демонстрируют платежеспособность компании. Всего их три.

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности определяет долю краткосрочной задолженности, которую предприятие способно погасить в самые близкие сроки. Это зависит от имеющихся денежных резервов и активов с абсолютной ликвидностью.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется по формуле:

Kал = А1/П1

Он представляет собой отношение имеющихся у компании денежных средств и быстрореализуемых активов к краткосрочным обязательствам. Этот коэффициент, характеризующий деятельность компаний, берется в качестве ориентира для отечественных фирм. Его допустимые пределы: 0,2 — 0,35.

Коэффициент абсолютной ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности

Нижняя граница Кал>0,2 предписывает компании ежедневное погашение как минимум 20% имеющихся краткосрочных обязательств.

Коэффициент быстрой ликвидности

Коэффициент быстрой ликвидности демонстрирует возможность предприятия погасить задолженности в случае возникновения критической ситуации. Товарно-материальные запасы не учитываются, ввиду того что вынужденная реализация приведет к значительным убыткам из-за заниженной стоимости оборотных средств.

Коэффициент быстрой ликвидности определяется по формуле :

Kсл = А2/П2

Для отечественных компаний установлены нормативы на этот показатель в диапазоне 0,7-1,0.

Коэффициент быстрой ликвидности
Коэффициент быстрой ликвидности

Фактически он характеризует эффективность легкореализуемых активов и показывает платежеспособность предприятия на среднем отрезке времени. Большинство кредиторов ориентируются именно на этот показатель, принимая решение о предоставлении компании кредита.

В состав легкореализуемых активов обычно включается дебиторская задолженность, но фактически некоторую ее часть бывает достаточно трудно взыскать. Поэтому руководству фирмы необходимо помнить, что в исключительных обстоятельствах Ксл<1 может оказаться недостаточно для своевременного погашения обязательств.

Коэффициент текущей ликвидности

Данный показатель определяет, в каком соотношении оборотные средства способны покрыть текущие долги.

Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле:

Kтл = А3/П3

Рассчитывая этот показатель обычно из суммы оборотных средств вычитают налог на добавленную стоимость за отчетный период и расходы последующих временных отрезков. Пассивы при этом уменьшаются на величину доходов за эти отрезки времени, сумму фондов потребления, зарезервированные расходы и платежи.

Данный показатель определяет, в каком соотношении оборотные средства способны покрыть текущие пассивы. Значение этого коэффициента должно быть равно 2 и более.

Часто используется показатель, который характеризует насколько предприятие обеспечено собственными оборотными активами. Существует два способа его вычисления.

В 1-ом способе из собственных средств вычитаются внеоборотные активы, а полученный итог делится на всю сумму оборотных средств.

Во 2-м способе из оборотных активов вычитаются краткосрочные обязательства, а итоговый результат также делится на сумму оборотных средств.

Этот коэффициент должен быть не меньше 0.1. Если же он все-таки менее 0.1, а Ктл<2, компания признается неплатежеспособной.

Если из двух условий выполняется только одно, то необходимо рассмотреть вопрос о восстановлении платежеспособности компании. Реально это сделать, если коэффициент текущей ликвидности заметно превышает установленное значение.

Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения

Существует определенная градация активов по степени ликвидности, хотя она и достаточно условна.

А1 – активы с абсолютной ликвидностью.

А2 – легко реализуемые активы.

А3 – медленно реализуемые активы.

А4 – активы, реализация которых затруднена многими обстоятельствами.

Чтобы оценить ликвидность предприятия перечисленными активами необходимо соотнести определенные финансовые обязательства, так называемые, пассивы. Они имеют различные сроки погашения: от наиболее срочных (П1), среднесрочных (П2), до самых долгосрочных (П3). Также существует понятие постоянных пассивов (П4). Их отличие от предыдущих показателей в том, что они не являются обязательствами и не требуют выплат сторонним организациям. Иными словами – это собственные источники денежных ресурсов.

Абсолютная ликвидность баланса соблюдается если:

А1>П1, А2>П2, А3>П3 и А4<П4.

Расчет ликвидности компанииРасчет ликвидности – важный этап финансового анализа, который позволяет понять, насколько успешно компания управляет своими активами и обязательствами. Используя коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности, можно получить четкое представление о финансовом состоянии компании. Постоянный мониторинг этих показателей при помощи системы автоматизации финансового анализа онлайн от проекта Финоко способствует принятию более взвешенных финансовых решений и, в конечном счете, укрепляет финансовую устойчивость компании.