Мотивация персонала — это методика , которую должен иметь на вооружении каждый руководитель. Мотивационные инструменты позволяют фирме достигать целевые показатель в срок и увеличивать прибыль. Система мотивации должна быть организована таким образом , чтобы работать в интересах фирмы и персонала.
В этой статье мы расскажем о базовых понятиях, касающихся данной темы.
Суть термина
Мотивация персонала — это комплекс стимулирующих инструментов и методов, определяющих поведение работника. Это набор действий руководителя, нацеленный на улучшение продуктивности труда сотрудников и привлечение новых квалифицированных кадров.
Руководитель сам выбирает методы побуждения своего коллектива к продуктивной деятельности с целью достижения общих задач. Замотивированные работники всегда более продуктивны и нацелены на полную самоотдачу для достижения стратегических целей. Принудительно такого эффекта достичь не получится. Признание достижений сотрудника и его поощрение- это процесс, требующий анализа количества труда и его качества качества труда.. Поэтому для работодателя важно выбрать правильную стратегию мотивирования подчиненных, с учетом того , что к каждому требуется индивидуальный подход.
Разработка системы мотивации персонала
Создание системы мотивации — это мероприятия, направленные на выявление потребностей подчиненных, стимулирующих к желанию усердно трудиться и приносить пользу для коллектива. Достижение поставленных задач должно прочно ассоциироваться у работника с личной выгодой и благополучием. Мотивация персонала бывает двух видов; компенсационная и не компенсационная.
Компенсационный метод
Он включает в себя:
- Уровень оплаты труда и регулярность ее индексации.
- Выплаты при потере трудоспособности.
- Дополнительное медицинское страхование.
- Оплату за сверхурочную работу.
Не компенсационный метод
Не компенсационный метод состоит из следующих пунктов:
- Улучшение психологического состояния работников и атмосферы в коллективе, программы по повышению квалификации, курсы дополнительного образования в рамках нужд предприятия.
- Действия, направленные на поднятие самооценки работника и собственного достоинства, на удовлетворение от своей работы.
- Сплочение и поощрение коллектива посредством проведения кооперативов.
- Правильная целей и задач.
- Контроль выполнения поручений.
- Повышения и продвижения по карьерной лестнице.
Перечисленные методы не предполагают материальных выплат.
Этапы внедрения системы мотивации персонала
- Четкое определение целей, задач и миссии компании.
- Создание рабочей группы .
- Составление плана по внедрению методики мотивации персонала.
- Утверждение плана.
- Разработка системы вознаграждений за достижение ключевых показателей.
- Внедрение мотивационных корпоративных мероприятий.
- Анализ работы подчиненных и действенности внедренных методов.
Вводить систему необходимо постепенно, чтобы сотрудники не боялись нововведений, а могли их осмыслить и понять свою личную выгоду.
Виды мотивации персонала
- Материальная мотивация. Предполагает вознаграждение в качестве денежных премий или материальных объектов.
- Нематериальная мотивация. Работник получает эмоциональные выгоды в виде признания его трудов и успехов руководством. Это очень важно , поскольку стремление человека к самоактуализации — одна из базовых потребностей личности.
- Положительная мотивация — это метод с применением положительных стимулов.
- Отрицательная мотивация заключается в применении негативных стимулов. Например- понижение в должности.
Отличие мотивации труда от стимулирования
Мотивация персонала– это заинтересовывание сотрудника в продуктивной деятельности, а стимулирование – это воздействие на работника с целью заставить его увеличить продуктивность труда, повысить его производительность.
Примеры мотивации
- Выдача квартальной премии работнику, выполнившему или перевыполнившему поставленные планы.
- Размещение фотографии отличившегося сотрудника на доске почёта фирмы.
- В случае с продажниками хорошо работает повышение процента , начисляемого от объема личных продаж.
Виды стимулирования
- Если в данный отчетный период поставленные показатели не выполняются , то за следующий период сотрудник будет депремирован.
- Можно вынудить работника на сверхурочную работу без оплаты , пока не будут выполнены задачи с истекшим дедлайном.
- Если сотрудник безосновательно возмущен условиями работы, предложите ему написать заявление на увольнение. Незаменимых людей нет.
Из примеров видно, что мотивация персонала и стимулирование — это всем нам известный метод «кнута и пряника».
Мотивация порождает внутреннее стремление сотрудника к продуктивной деятельности, а стимулирование заставляет его работать , если этого желания нет в принципе.
Но зацикливаться на стимулировании не рекомендуется.
Большинство людей ненавидят свою работу именно по этой причине и продолжают ходить на неё от состояния безысходности. В некоторых случаях подобную тактику можно применять, если работник совсем перестал выполнять свои должностные обязательства.
Разновидности методов мотивации
Виды мотивации разделяют на два типа: материальная (повышение зарплаты, квартальные и единоразовые премии) и нематериальная.
Во избежание увольнения квалифицированных сотрудников, должно применять оба этих типа.
Формы мотивации персонала
Мотивация персонала является очень важным процессом менеджмента для каждого руководителя, заинтересованного в формировании надежного коллектива , приносящего максимальную пользу его предприятию. Сотрудники, в свою очередь, имеют разные мотивы свой работы в конкретной компании: деньги, карьера, получение полезных профессиональных навыков.
Однако не у всех предприниматели есть опыт по внедрению подобных систем, из-за чего поиск нужных механизмов мотивации отнимает много сил и времени и , часто , сопряжен с ошибка, отражающимися на качестве работы коллектива.
Высококвалифицированный коллектив– это половина результативности любого предприятия. Иногда случается, что новый специалист первое время горит огромным желанием проявить себя , старается выполнить и перевыполнить поставленные задачи, несмотря на недостаток опыта. А по окончании испытательного срока становится ленив , медлителен или демотивирован по отношению к работе.
Подобная ситуация говорит нам о том , что любому сотруднику присущи периодические подъёмы и падения в эффективности труда . Работодатель,, который грамотно использует методики мотивации персонала, способен оперативно реагировать на все деструктивные изменения в поведении сотрудника.
Заключение
Мотивация персонала и его стимулирование- это трудоемкий процесс , который может занять значительную часть полезного рабочего времени руководителя.
Если у работодателя вообще нет подобного опыта, то попытки самостоятельного внедрения управленческих решений могут привести к фатальным ошибкам. Чтобы избежать подобных проблем , рекомендуем обратиться к профильным специалистам. Экспертами ФИНОКО была разработана комплексная автоматизированная система управления персоналом. Она нацелена на создание , сбор информации и аналитику ключевых показателей эффективности, разработку методик мотивации и поддержание работоспособного настроя подчиненных