Мотивация персонала: основы метода

Мотивация персонала: суть метода

Мотивация персонала — это методика , которую должен иметь на вооружении каждый руководитель. Мотивационные инструменты позволяют фирме достигать целевые показатель в срок  и увеличивать прибыль. Система мотивации должна быть организована таким образом , чтобы работать в интересах фирмы и персонала.

В этой статье мы расскажем о базовых понятиях, касающихся данной темы.

Суть термина

Мотивация персонала — это комплекс стимулирующих инструментов и методов, определяющих поведение работника. Это набор действий руководителя, нацеленный на улучшение продуктивности труда сотрудников и привлечение новых квалифицированных кадров.

Руководитель сам выбирает методы побуждения своего коллектива к продуктивной деятельности с целью достижения общих задач. Замотивированные работники всегда более продуктивны и нацелены на полную самоотдачу для достижения стратегических целей. Принудительно такого эффекта достичь не получится. Признание достижений сотрудника  и  его поощрение- это процесс, требующий анализа количества труда и его качества качества труда.. Поэтому для работодателя важно выбрать правильную стратегию мотивирования подчиненных, с учетом того , что к каждому требуется индивидуальный подход.

Разработка системы мотивации персонала

Разработка системы мотивации персонала

Создание системы мотивации — это мероприятия, направленные на выявление потребностей подчиненных, стимулирующих к желанию усердно трудиться и приносить пользу для коллектива. Достижение поставленных задач должно прочно ассоциироваться у работника с личной выгодой и благополучием. Мотивация персонала бывает двух видов; компенсационная и не компенсационная.

Компенсационный метод

Он включает в себя:

  • Уровень оплаты труда и регулярность ее индексации.
  • Выплаты при потере трудоспособности.
  • Дополнительное медицинское страхование.
  • Оплату за сверхурочную работу.

Не компенсационный метод

Не компенсационный метод состоит из следующих пунктов:

  • Улучшение психологического состояния работников и атмосферы в коллективе, программы по повышению квалификации, курсы дополнительного образования в рамках нужд предприятия.
  • Действия, направленные на поднятие самооценки работника и собственного достоинства, на удовлетворение от своей работы.
  • Сплочение и поощрение коллектива посредством проведения кооперативов.
  • Правильная целей и задач.
  • Контроль выполнения поручений.
  • Повышения и продвижения по карьерной лестнице.

Перечисленные методы не предполагают материальных выплат.

Этапы внедрения системы мотивации персонала

Этапы внедрения системы мотивации персонала
  1. Четкое определение целей, задач и миссии компании.
  2. Создание рабочей группы .
  3. Составление плана по внедрению методики мотивации персонала.
  4. Утверждение плана.
  5. Разработка системы вознаграждений  за достижение ключевых показателей.
  6. Внедрение мотивационных корпоративных мероприятий.
  7. Анализ работы подчиненных и действенности внедренных методов.

Вводить систему необходимо постепенно, чтобы сотрудники не боялись нововведений, а могли их осмыслить и понять свою личную выгоду.

Виды мотивации персонала

  • Материальная мотивация. Предполагает вознаграждение в качестве денежных премий или  материальных объектов.
  • Нематериальная мотивация. Работник получает эмоциональные выгоды в виде признания его трудов и успехов руководством. Это очень важно , поскольку стремление человека к самоактуализации — одна из базовых потребностей личности.
  • Положительная мотивация — это метод с применением положительных стимулов.
  • Отрицательная мотивация заключается в применении негативных стимулов. Например- понижение в должности.

Отличие мотивации труда от стимулирования

Мотивация персонала– это заинтересовывание сотрудника в продуктивной деятельности, а стимулирование – это воздействие на работника с целью заставить его увеличить продуктивность труда, повысить его производительность.

Примеры мотивации

  1. Выдача квартальной премии работнику, выполнившему или перевыполнившему поставленные планы.
  2. Размещение фотографии отличившегося сотрудника на доске почёта фирмы.
  3. В случае с продажниками хорошо работает повышение процента , начисляемого от объема личных продаж.

Виды стимулирования

  1. Если в данный отчетный период поставленные показатели не выполняются , то за следующий период сотрудник будет депремирован.
  2. Можно вынудить работника на сверхурочную работу без оплаты , пока не будут выполнены задачи с истекшим дедлайном.
  3. Если сотрудник безосновательно возмущен условиями работы, предложите ему написать заявление на увольнение. Незаменимых людей нет.

Из примеров видно, что мотивация персонала  и стимулирование — это всем нам известный метод «кнута и пряника».
Мотивация порождает внутреннее стремление сотрудника к продуктивной деятельности, а стимулирование заставляет его работать , если этого желания нет в принципе.

Но зацикливаться на стимулировании не рекомендуется.
Большинство людей ненавидят свою работу  именно по этой причине и продолжают ходить на неё от состояния безысходности. В некоторых случаях  подобную тактику можно применять, если работник совсем перестал выполнять свои должностные обязательства.

Разновидности методов мотивации

Виды мотивации разделяют на два типа: материальная (повышение зарплаты, квартальные и единоразовые премии) и нематериальная.
Во избежание увольнения квалифицированных сотрудников, должно применять оба этих типа.

Формы мотивации персонала

Формы мотивации персонала

Мотивация персонала является очень важным процессом менеджмента для каждого руководителя, заинтересованного в формировании надежного коллектива , приносящего максимальную пользу его предприятию. Сотрудники, в свою очередь, имеют разные мотивы свой работы в конкретной компании: деньги, карьера, получение полезных профессиональных навыков.
Однако не у всех предприниматели есть опыт по внедрению подобных систем, из-за чего поиск нужных механизмов мотивации отнимает много сил и времени и , часто , сопряжен с ошибка, отражающимися на качестве работы коллектива. 

Высококвалифицированный коллектив– это половина результативности любого  предприятия. Иногда случается, что новый специалист первое время горит огромным желанием проявить себя , старается выполнить и перевыполнить поставленные задачи, несмотря на недостаток опыта. А по окончании испытательного срока становится ленив , медлителен или демотивирован по отношению к работе.

Подобная ситуация говорит нам о том , что любому сотруднику присущи периодические подъёмы и падения в эффективности труда . Работодатель,, который грамотно использует методики мотивации персонала, способен оперативно реагировать на все деструктивные изменения в поведении сотрудника.

Заключение

Заключение

Мотивация персонала и его стимулирование- это трудоемкий процесс , который может занять значительную часть полезного рабочего времени руководителя.
Если у работодателя вообще нет подобного опыта, то попытки самостоятельного внедрения управленческих решений могут привести к фатальным ошибкам. Чтобы избежать подобных проблем , рекомендуем обратиться к профильным специалистам. Экспертами ФИНОКО была разработана комплексная автоматизированная  система управления персоналом. Она нацелена на создание , сбор информации и аналитику ключевых показателей эффективности, разработку методик мотивации и поддержание работоспособного настроя подчиненных