Финансовый план предприятия: поэтапная инструкция

финансовый план: сервис Финоко

Финансовый план предприятия — это отражение целей компании, выраженное в конкретных цифрах. По сути дела — расписанная программа работы предприятия с оценкой вложений в разные направления для достижения поставленных задач. Составление финансового плана любой организации состоит из нескольких последовательных этапов. 

1. Постановка целей

До начала подготовки финансового плана нужно определиться с целями. Любая фирма самостоятельно принимает решение по поводу сроков финансового планирования, желаемых результатов за следующий месяц, квартал, год. Вы хотите организовать новогодний корпоратив или купить новую мебель в офис? Все свои пожелания нужно зафиксировать на бумаге или таск-менеджере. 

Составленный перечень задач надо соотнести с реальностью. Если у вас в компании есть нехватка оргтехники? Вряд ли стоит задумываться о найме новых сотрудников или расширении площадей. Лучше — запланировать покупку новых компьютеров. 

Допустим, что компания торгует запасными частями для специальной строительной техники. У вас есть несколько менеджеров и сайт, через который оформляются заказы. Клиент может сразу увидеть наличие желаемой детали или срок ее поставки под заказа. Покупатели не хотят, чтобы их техника простаивала. Поэтому главный показатель для них – оперативность доставки купленных деталей.

Какие цели можно сформулировать? 

  • На год. Приобретение грузовика стоимостью 1,48 миллиона рублей. Это позволит увеличить количество покупателей за счет региональной доставки деталей.
  • На квартал. Увеличение остатков запчастей на сумму 250 тыс. рублей. При наличии большого запаса на складе сократится время поставки деталей.
  • На месяц. Запланированы вложения в рекламу. Сумма расходов — 150 тыс. руб. Предполагается, что это увеличит количество заказов с сайта и позволит вложить дополнительные доходы в ремонт офиса. 

2. Составление финансовой модели

На данном этапе важно проанализировать текущие доходы и расходы организации. Для этого нужно воспользоваться финансовым учетом. Например, в специальных учетных сервисах есть возможность увидеть арендные затраты компании, ее коммунальные платежи, налоговые отчисления, текущий доход, средний чек.

Полученные сведения заносятся в финансовую модель, которую легко можно сформировать в сервисе “Финоко: Управленческий учет”. Если опираться на наш пример и указать всю необходимую информацию, то можно увидеть, что получить финансовые средства на ремонт вы сможете во втором месяце. Планируется, что разумные вложения в рекламу позволяет добиться увеличения заказов и роста прибыли с третьего месяца. 

Финансовая модель в сервисе Финоко
Финансовая модель в сервисе Финоко

После составления финансовой модели делается прогноз стандартного варианта развитий событий. Но нужно понимать, что возможен и негативный сценарий. Например, взятый на работу сотрудник не поможет улучшить финансовые показатели. Сайт может сломаться, а поставщики способны взвинтить цены. При возникновении любого указанного варианта развития событий у организации должен быть резерв финансов. Это позволит сгладить кассовые разрывы. Во время подготовки финансового плана необходимо обязательно принять во внимание наличие подушки безопасности.

3. Формирование бюджета

После определения стратегии потребуется разделить работу на этапы, обозначить целевые показатели, сроки их реализации, выбрать ответственных лиц. В маленькой фирме, как все это способен сделать владелец. В большой компании нужно организовать встречу руководителей отделов и подразделений. Полученные сведения необходимо добавить в бюджет движения денежных средств, доходов и затрат. Конечный итог данного этапа – подготовленный финансовый план организации.

Основное правило – расходы на разработку финансовых планов не должны превышать будущий эффект от них. Следовательно, не требуется долго осуществлять данный процесс в попытке получить идеальный план.

4. Анализ реализации плана

Для оценки осуществления плана нужно выбрать промежуточные точки. Ежемесячно надо устраивать собрания с сотрудниками, обсуждать направления движения фирмы. Такие встречи помогут совершить анализ выполнения поставленных показателей. Выявить либо причины невыполнения плана, либо факторы способствующие росту.

Корректировке может подвергаться деятельность организации, ее финансовый план.

Во время проверки реализации финансового плана на нашем примере, предположим, мы заметили, что вложения в рекламу оказались неэффективными и количество заказов осталось прежним. На собрании удалось установить, что для продвижения были выбраны неверные каналы коммуникации с потенциальными клиентами. После решения проблемы количество заказов возросло и, соответственно, увеличилась выручка.

Подготовленный финансовый план организации позволит:

  • зафиксировать цели организации;
  • устранить нерациональные расходы;
  • проверить показатели деятельности фирмы;
  • сравнивать плановые показатели и реальные цифры. И впоследствии быстро откорректировать работу.

Финансовый план компании поможет оценить жизнеспособность нового проекта. А также — определить необходимые варианты развития событий. Для понимания безусловной пользы данного инструмента нужно лишь начать его составлять.

Виды финансовых планов

Как мы уже отмечали выше, финансовое планирование практикуется в различных временных горизонтах. Рассмотрим немного более подробней виды распределения денег. Как правило, компании оперируют тремя типами планов: 

  • Долгосрочный. Это стратегическая программа развития предприятия на срок от трех до пяти лет. За это время компания должна выходить на качественно новый уровень. Естественно, что воплощение в жизнь столь продолжительного плана должно быть связано с повседневными задачами, такими как наращивание производства и повышение уровня продаж. Отвечает за выполнение долгосрочных целей либо сам владелец бизнеса либо совет директоров компании.   
  • Среднесрочный. В этом случае речь идет о решении тактических задач. Такой план обычно составляется на один год. Кроме финансовой составляющей он может включать в себя планы по найму новых сотрудников и другие мероприятия, которые требуют тех или иных затрат. Готовится он руководителями подразделений или департаментов. Контролировать его выполнение рекомендуется раз в квартал. На основании подведения промежуточных итогов выполнения финплана вносятся корректировки в годовой бюджет. 
  • Оперативный. Порой такое планирование происходит в недельном горизонте. Оно подразумевает формирование списка текущих задач для каждого сотрудника на самое ближайшее время. Это может быть, например, выполнение целей по объемам продаж. Конечно, оперативные планы должны быть увязаны с предыдущими уровнями — стратегическим и тактическим. 

Таким образом, долгосрочный финплан намечает стратегическое направление движения фирмы. Тактическое планирование работает на синхронизацию усилий различных подразделений. Оперативный финплан позволяет согласованно действовать линейным сотрудникам компании.