Сколько стоит ваша компания?

Сколько стоит компания

Оценка стоимости бизнеса похожа на игру, в которой у каждого свой подход к процессу. Такой расклад и в жизни, где собственник хочет продать дороже, а инвестор купить бизнес дешевле. Затрагивая тему определения стоимости организации, существует огромное количество способов расчета.

«Расчет стоимости бизнеса — это цены конечных возможностей. Компания стоит ровно столько, сколько она приносит денег. Это учитывает уже свершившиеся факты. То, сколько фирма заработала в прошлом, никак не говорит о том, что она будет зарабатывать такую сумму и в будущем». Александр Сандульский, руководитель проекта Финоко.

Статья проекта Финоко, опубликованная на сайте wall.wayxar.ru

Для чего нужно рассчитывать стоимость фирмы

Большинство предпринимателей не считают необходимым рассчитывать стоимость бизнеса, если не появилось желание его продать. Но такая оценка бывает полезна для самого собственника. На самом деле, целей для расчета более, чем предостаточно:

  • это дает информацию о том, насколько эффективно управление организацией в целом;
  • если необходимо привлечь дополнительное финансирование, с такой оценкой инвесторы быстрее понимают целесообразность своих вложений;
  • будет получена информация об эффективности и корректности использования всех активов фирмы.

Расчет организации — это получение стоимости фирмы, в качестве оборотных и внеоборотных активов, которые принесут собственнику или потенциальному владельцу прибыль.

С чего начинать расчет

Любой бизнес — это актив, который состоит из инвестиций, с целью возврата финансовых средств и получения прибыли.

Когда начинается процесс анализа бизнеса, в первую очередь мы видим данные бухгалтерского учета. Но так как это уже все свершившиеся затраты, в оценке бизнеса стоит в первую очередь уделять внимание будущим возможностям. Только комплексный анализ позволяет рассчитать реальную цену фирмы.

Так как между возможностями и полученными финансами может пройти достаточное количество времени, для определения цены стоит оценивать:

  • прошлые, настоящие и будущие поступления;
  • эффективность деятельности компании;
  • какие имеются перспективы;
  • доля рынка;
  • конкуренты и их прибыль;
  • потенциальную косвенную выгоду, которую компания может принести покупателю бизнеса.

При выполнении оценочного анализа, стоит также производить оценку стоимости активов:

  • все финансовые вложения;
  • имеющиеся ресурсы на складах фирмы;
  • недвижимость в собственности;
  • все оборудование и машины;
  • нематериальные активы.

Методы определения стоимости фирмы

Важным показателем определения стоимости бизнеса является эффективность работы в целом. Вопрос заключается в другом, как выбрать метод получения стоимости. Все зависит от преследуемой цели:

  • оценка для продажи готового бизнеса;
  • оценка для собственных нужд владельца.

Имеются три метода расчета стоимости:

  • исходя из затрат;
  • исходя из доходов;
  • сравнительный метод.

Метод доходный

В данном подходе определения стоимости бизнеса, идет учет доходов. Чем выше доход, тем в итоге будет больше стоимость компании. В первую очередь идет оценка того, сколько сможет получить будущий собственник, или настоящий владелец фирмы в перспективе успешной работы.

Такой метод в настоящее время применяют регулярно. Но это не совсем верно. Для более достоверного результата стоит использовать иные способы оценки стоимости бизнеса.

Метод затратный

Данный метод расчета учитывает все издержки предприятия. Его используют, если компания не стабильна и отсутствует постоянный доход. К примеру, если фирма находится в стадии банкротства. Расчет можно произвести следующими способами:

  • способ чистых активов — оценка выявляет стоимость активов, после чего от полученной суммы вычитается величина финансовых обязательств;
  • способ определения ликвидационной стоимости — в данном случае мы получаем стоимость, которую может получить будущий собственник, в случае продажи всех активов.

Сравнительный метод

Большую роль в оценке бизнеса является рыночная обстановка. А актуально ли вообще направление для получения прибыли? Какую долю рынка занимает фирмы? Какое количество конкурентов и на каком уровне они находятся? Такой метод применяется достаточно редко, так как найти несколько одинаковых компаний достаточно тяжело.

Огромное значение стоит уделять именно возможностям фирмы. Основные фонды бизнеса — это уже не маленькая часть. То есть те финансовые средства, которые компания зарабатывает в настоящее время — это добавленная стоимость. Это также имеет большую ценность в глазах клиента.

Ошибки в расчете стоимости бизнеса

Итоговая цена бизнеса может отличаться. К примеру, после расчета собственника — одна цена. Стороннего оценщика — другая. Такие результаты могут вызывать недопонимания.

Причины различия стоимости могут быть разными:

  • целенаправленные ошибки в расчетах;
  • погрешности в расчетах;
  • неправильная постановка задач;
  • искажение данных.

В настоящее время, так как рынок не постоянный, оценить стоимость бизнеса сложно. Каждая из методик расчета далеко не совершенна, от этого и возникают дополнительные проблемы. Сама политика компании может повлиять на цену. Если в компании хорошо выстроен управленческий и бухгалтерский учет, то показатели уже дадут адекватную оценку по многим статьям.

Как увеличить итоговую стоимость бизнеса

Повлиять на цену собственник может несколькими способами:

  • увеличить оборот компании и добиться выдающихся результатов пусть на маленьком региональном рынке;
  • сократить затраты и увеличить эффективность управления компанией;
  • повысить качество работы в целом и др.

Важно все хорошо спланировать, чтобы эти действия могли принести результат. Для этого необходимо уделить большое внимание планированию. Несомненно, способность зарабатывать, для фирмы является ключевой ценностью. Предприятие умеет увеличивать прибыть? Это значит цена бизнеса будет выше. Благодаря адекватному сочетанию собственного капитала и привлеченных средств, можно гарантированно добиться увеличения стоимости бизнеса.