Пред тем как рассчитать точку безубыточности необходимо понять, что же она собой представляет. Под этим термином (ТБУ) понимается такой объем производства или уровень продаж, при котором предприятие уходит “в ноль”, то есть расходы предприятия равны его доходам. Аналогичные ТБУ понятия: порог рентабельности и критический объём производства. Точка безубыточности выражается, как в денежных единицах, так и в количестве проданной или произведенной продукции. Для расчета понадобится следующая информация:
- Итоговая стоимость товара или услуги.
- Уровень постоянных расходов.
- Уровень переменных расходов.
- Количество продаж разных видов продукции.
Для более полного понимания что же все-таки такое точка безубыточности, важно проанализировать постоянные и переменные расходы вашей фирмы.
Постоянные расходы.
Данный вид расходов не зависит от объемов выпускаемой продукции предприятия. В данном случае речь идет о платежах за аренду помещения, за коммунальные услуги и даже за рекламу (в том случае, когда реклама требует одинаковых вложений на протяжении определенного временного периода). Хотя, важно понимать, что даже постоянные расходы подвержены изменениям. Скажем, увеличился объем выпускаемой продукции – это, в свою очередь, приведет к повышению стоимости коммунальных платежей. В связи с чем, целесообразно называть такие расходы условно-постоянными.
Переменные расходы.
К такому виду расходов можно отнести затраты на закупку материалов, на логистику, упаковку и так далее. В данном случае имеет смысл рассчитывать расходы на каждую единицу продукции.
Предельно важно понимать, какие расходы стоит учитывать при расчете точки безубыточности, а какие нет. Например, дорогостоящие вложения нельзя учитывать при выводе ТБУ, так как данные расходы рассматриваются в качестве инвестиций, которые в дальнейшем приведут к получению прибыли. То есть, производственные станки, собственные грузовые автомобили не учитываются при расчете точки безубыточности.
Рассмотрим формулы для расчета ТБУ:
Для начала целесообразно рассчитать маржинальности по нижеследующей формуле:
Маржинальность = (Цена — Переменные расходы) / Цена * 100%
После этого можно переходить к расчету ТБУ:
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность
Полученный результат отражает ТБУ в денежном эквиваленте. Для расчета в натуральном выражении необходимо разделить получившуюся сумму на цену продукта.
На графике хорошо видно когда линия выручки пересекает линию расходов, это и будет — точка безубыточности. В этот момент, когда выручка превышает сумму расходов, бизнес становится прибыльным.
Естественно, что у каждого предприятия будет свой набор постоянных и переменных расходов. Допустим, вы открыли фотоателье и приобрели патент на этот вид деятельности: в этом случае затраты на него будут относится к постоянным, так как от количества реализованных фотографий сумма налога не изменится. В случае выбора упрощенной системы налогообложения фискальную нагрузку следовало бы относить к переменным расходам.
Вы собираетесь оказывать продавать каждый снимок по 300 рублей, при этом переменные расходы составят 85 рублей (расходные материалы и зарплата). Постоянные затраты, включающие аренду, рекламу, коммуналку и налоги — 29 500 рублей.
Маржинальность одной фотографии = (300-85)/300 * 100 = 71,7%
Точка безубыточности в рублях = (29 500/71,7)*100% = 41 143 руб.
Точка безубыточности в штуках 41 143/300 = 137 шт.
То есть для выхода в “ноль” надо продать 137 фотографий в месяц или в среднем 4,5 в день. При разработке бизнес-плана берем прогноз выхода на заданные показатели в течении трех месяцев.
В реальности редко встречается необходимость рассчитать точку безубыточности для моно-продукта. Какой же процент маржинальности учитывать при реализации товаров с разной себестоимостью?
Допустим, мы продаем фаст-фуд. Переменные расходы для разных его видов окажутся разными: у хот-дога 100 рублей, у гамбургера 150, а чизбургера 135. Для корректного расчета необходимо знать объемы продаж каждого из них. Допустим, хот-догов покупается 100 штук в месяц, гамбургеров 140, а чизбургеров 160. Затраты пересчитываются по следующей формуле :
(100*100 + 150*140 + 135*160) / 400 (общ. кол-во) = 131,5 руб.
Отпускная цена у фаст-фуда тоже разная: хот-доги — 200, гамбургеры — 320, а чизбургеры — 290. Считаем среднюю цену:
(200*100 + 320*140 + 290+160) / 400 = 278 руб.
Средняя маржинальность: 278 -131,5 / 278 * 100 = 52,7%
И уже отталкиваясь от этой цифры, в данном случае, необходимо рассчитывать точку безубыточности.
Для чего предприятиям рассчитывать точку безубыточности?
Расчет точки безубыточности целесообразно проводить в ряде случаев:
- Создание нового предприятия. В данном случае можно понять, какой объем продаж необходим для получения первой, минимальной прибыли.
- Анализ существующего предприятия. Расчет эффективности работы предприятия.
- Преодоление кризисных ситуаций. Благодаря расчету ТБУ можно понять необходимый минимум производства. На основании полученной информации целесообразно выстраивать стратегию предприятия в условиях кризиса.
Точка безубыточности: способы достижения на практике
Для наиболее быстрого достижения ТБУ принято выбирать тот или иной путь.
Путь первый – снижение расходов предприятия.
Для этого необходимо провести анализ всех расходов предприятия. Возможно, часть из них будет лишняя. Например, можно арендовать помещение поменьше и подальше от центра города, что сэкономит несколько тысяч рублей в месяц.
Путь второй – повышение цены.
Если качество товара или услуги позволяет, то целесообразно повысить цену. Но это актуально в том случае, когда у предприятия действительно есть постоянные клиенты.
Рассмотрим пример расчета точки безубыточности:
Вы решили заняться изготовлением и доставкой еды в офисы, нашли помещение, наняли поваров и добились казалось бы неплохого и, главное, стабильного уровня продаж в 600 обедов в месяц. Однако, несмотря на обороты ваше предприятие все равно не чувствует себя уверенно и то и дело попадает в кассовые разрывы. Расчет точки безубыточности, используя вышеприведенные формулы продемонстрирует, что для выхода “в ноль” вам необходимо продавать почти 800 обедов ежемесячно, а сейчас вы терпите убытки в размере 36 тысяч рублей в месяц.
Кроме значительного повышения количества проданных обедов, точка безубыточности может быть достигнута и другими способами. Например:
- Снижением уровня заработной платы. Но в данном случае сумма “экономии” будет максимум 15 тысяч, это плохо отразиться на мотивации сотрудников и не приведет к желаемому результату — расчет ТБУ по-прежнему показывает убытки в размере 20 тысяч рублей в месяц.
- Можно попробовать сэкономить на продуктах, но довольно значительное сокращение фуд-коста все равно не выведет компанию “в плюс”, а вот на качестве обедов может сказаться самым драматическим образом, что чревато оттоком клиентов.
- Экономия на доставке. Если оптимизировать логистику и снизить стоимость доставки каждого обеда до 30 рублей, это позволит пересечь точку безубыточности, так как показатель количества обедов окажется ниже текущего уровня продаж.
Естественно, что таким образом точка безубыточности может быть достигнута при изменении сразу нескольких параметров постоянных и переменных затрат. Понимание того насколько сильно тот или иной фактор может повлиять на доходность позволяет принимать взвешенные решения о том в каком направлении лучше развивать бизнес.
Итак, расчет точки безубыточности представляет собой несложный, но весьма эффективный процесс. Благодаря такому расчету предприятия смогут понять свои слабые стороны и решить проблемы, не доводя свой бизнес до банкротства. Так же расчет ТБУ делает предприятие более адаптивным к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.