Каковы ваши финансовые KPI? Ответ на этот вопрос должен знать любой владелец или финансовый менеджер. У каждой компании свой набор, но есть главные индикаторы. Они показывают к чему бизнес стремиться в текущем году (месяце, квартале) с точки зрения доходности.
Другими словами финансовые KPI это целевые опорные показатели деятельности, которые измеряют платежеспособность, результативность и эффективность работы компании в целом. Это то, что нужно достигать или чего придерживаться. Размер показателя прогнозируется исходя из выбранной стратегии развития, вида отрасли, имеющихся проблем. Цель может быть поставлена так:
- обеспечить выполнение показателя в соответствии со среднеотраслевым/оптимальным значением;
- обеспечить рост, улучшить показатель на n% по отношению к базисному периоду;
- достичь уровня докризисного года или уровня конкурента;
- поддерживать значение не меньше уровня прошлого года.
Рассмотрим несколько общих финансовых показателей, которые прогнозируются и отслеживаются всеми компаниями независимо от вида деятельности.
Прибыль
Это абсолютная величина, выражающая финансовый результат. Собственников и топ-менеджеров в первую очередь волнует, сколько в итоге получит бизнес от своей работы и какова динамика.
Понятие прибыли разнообразно, поэтому при постановке финансовых KPI обязательно указывается, какая прибыль имеется в виду: чистая прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от основного вида деятельности, валовая прибыль и т. д.
К примеру, реальнее отражает результативность компании такой аналитический показатель как EBITDA. Это прибыль до вычета налогов и расходов по выплате процентов, а также из нее не вычитаются амортизационные отчисления.
Рентабельность
Это относительный показатель, отражающий уровень эффективности, отдачи. При расчете любого коэффициента в числителе указывается объем прибыли, то есть, рентабельность определяет соотношение между результатом и затраченными на него ресурсами.
Выделим три показателя рентабельности, которые чаще всего «зашивают» в KPI:
- рентабельность капитала (ROCE): Чистая прибыль/(Собственный капитал+Долгосрочные обязательства)*100%;
- рентабельность собственного капитала (ROE): Чистая прибыль/Собственный капитал*100%;
- рентабельность продаж: Прибыль/Выручка от продаж*100%.
Чем выше значение, тем эффективнее бизнес использует свои ресурсы, тем меньше несет затрат. А вот отрицательное значение говорит об убыточности и отсутствии отдачи.
Ликвидность
Неплатежеспособность предприятия – прямой путь к банкротству, поэтому оценка и контроль показателей ликвидности позволяет избежать негативных последствий и принять своевременные меры.
Показатели ликвидности отвечают на вопрос, а может ли предприятие рассчитываться по долгам в срок. То есть, это соотношение обязательств к активам, которыми можно погасить эти обязательства. Помимо коэффициентов быстрой, текущей, абсолютной ликвидности сопоставляют статьи актива и пассива баланса по срокам, что позволяет выявить перспективную ликвидность. Таким образом, прогнозируется платежеспособность компании путем сравнения будущих поступлений и платежей.
Для достижения оптимальных показателей в краткосрочной перспективе управления ликвидностью могут приниматься следующие меры: продажа ненужных запасов, заключение контрактов с авансовой оплатой или товарным кредитом, открытие кредитной линии и т.д.
При долгосрочной перспективе планируются системные мероприятия, например, внедрение системы бюджетирования, усиление контроля над денежными потоками, организация работы с просроченной дебиторской задолженностью и др.
Возврат инвестиций или окупаемость
Показатель включают в финансовые KPI для оценки стратегии, эффекта от вложений и маркетинговых кампаний, задается определенный уровень ожиданий инвесторов. На основании этого значения принимаются управленческие решения на следующий период по дальнейшему осуществлению проекта.
Рентабельность инвестиций, или возврат инвестиций (ROI) рассчитывается по формуле: (Доход от инвестиций – Стоимость инвестиций) / Стоимость инвестиции*100%.
Выручка и выставление счетов
KPI по количеству и объему выставленных счетов позволяет контролировать объем продаж в моменте, корректировать ценовую стратегию, прогнозировать объемы поступающей выручки в краткосрочной перспективе, а также оперативно устанавливать конкурентоспособные условия для привлечения клиентов.
Выручка (доход от продаж) – абсолютный показатель, в динамике говорит об увеличении или снижении активности бизнеса, напрямую зависит от объема продаж и установленных цен на продукцию. Многие бизнесмены считают его главным показателем деятельности. Выручка обеспечивает стабильность компании и непрерывность товарооборота. Без выручки не будет прибыли, и главная задача любого руководителя – обеспечить бесперебойное поступление средств.
Долговая нагрузка или соотношение собственного и заемного капитала
Финансовые ресурсы формируются за счет собственных и привлеченных источников. Средства используются для осуществления текущих затрат, инвестиций и выполнения финансовых обязательств. Заемный капитал один из «популярных» источников финансирования деятельности. Однако компания должна знать оптимальную величину своей долговой нагрузки, чтобы долги не стали непосильным грузом и, вместо процветания, не потянули бизнес вниз.
Финансовые KPI по долговой нагрузке могут устанавливаться в виде:
- коэффициента долговой нагрузки = Долговые обязательства/EBITDA, оптимальное значение 2,5;
- коэффициента финансового рычага (финансового риска) = Долговые обязательства/Собственный капитал.
Задачи по управлению заемным капиталом и кредиторской задолженностью у финансовых менеджеров являются одними из основных. Мероприятия могут быть связаны соблюдением установленных сроков погашения обязательств, с привлечением банковских кредитов, с заключением договоров с приемлемыми сроками выполнения, правильное начисление налогов и т.д.