Налаженные потоки товара на складе, эффективная организация этого помещения — те факторы, которые во многом определяют рентабельность всей торговли. Чтобы добиться такого результата, надо иметь при себе план управления складом, который поможет использовать все свои ресурсы и распорядиться конечным продуктом производства.
Как выглядит план
Управление складскими запасами включает в себя поэтапный постоянный процесс по оптимизации запасов и материалов, сырья, продуктов. Цель – всегда быть обеспеченным нужными товарами и сократить расходы на содержание, логистику. Также важно оптимизировать пространство, чтобы обеспечить бесперебойную работу, постоянный доступ к нужным ячейкам хранения.
Подобная модель состоит из нескольких элементов:
- порядок и принципы управления товаром,
- организация рабочего пространства и помещения,
- общий анализ.
Каждый проект учитывает специфику бизнеса, определяет затраты на логистику, использует весь потенциал ресурсов, которые есть в наличии.
Какой товар хранить на складе
Все товары, которые находятся на складе, должны отвечать трем критериям:
- Их структура соответствует структуре продаж.
- Есть запас продуктов, наиболее популярных у клиентов компании.
- Оборот складских запасов соответствует плану.
Структура продаж показывает позиции, которые раскупаются среди клиентов. Соответственно, на складе должно лежать то, что надо клиентам и приносит выручку. Обычно здесь применяется принцип 20/80. 20% ассортимента приносит 80% выручки. Это подводит к пункту 2, где еще раз указывается необходимость наличия на складе ходового товара.
Оборот показывает, что поставленный товар не должен задерживаться дольше, чем до следующего пополнения запасов. Например, неправильно, когда продукт лежит на складе 2 месяца, если план поставок — каждую неделю.
Сезонные особенности управления складскими запасами
Продажи сильно зависят от даты на календаре. Например, новогодние праздники — период, когда торговля идет оживленно. Все это создает повышенную нагрузку на склады, что позволяет проверить эффективность их работы.
Главный фактор, на который стоит обратить внимание в этот период — время реакции поставщика на потребности потребителей. Чем быстрее изменяется спрос, тем быстрее должны работать склады. Цель — сбалансировать спрос и предложение, чтобы на складе было достаточно ходового товара, и отсутствовали излишки. Все это возможно, если делать грамотный прогноз:
- выяснить список товаров,
- определить величину изменения спроса.
Дополнительные модели управлениями запасами
Есть дополнительные методы, которые рекомендуется использовать для эффективной организации товара на складе.
Группировка ассортимента
Наименований в магазине может быть несколько тысяч и выше. В таких случаях для успешного анализа рекомендуется делать обобщённый анализ. То есть, несколько похожих единиц объединяются в одну группу продуктов или товаров. Это не только упрощает контроль, но и ускоряет реакцию предприятия на изменения спроса.
Подсчет объема продаж
Чтобы понять, какие единицы хранения являются ходовыми, надо смотреть не только на выручку, но и на натуральное выражение товара. Это могут быть штуки, килограммы, литры и другое. Например, несколько единиц с высокой себестоимостью могут принести выручки больше, чем большие объемы дешевого товара.
Контроль над потерянными продажами
Рекомендуется подсчитывать пропущенную клиентуру и упущенную выручку. Например, зимой объёмы продаж могут снизиться из-за карантина, болезней, а летом – из-за отпусков. Но это не значит, что и в остальные периоды, товар не будет расходиться.
Также такая техника подсчёта дает возможность узнать, когда у клиента есть возможность совершить покупку. Это указывает и на то, что и когда должно быть в наличии на складе.
Сроки
Стоит помнить, что лучший анализ будет тогда, когда соберется информация за длительный промежуток времени. Поэтому при составлении прогнозов стоит учитывать и тенденции прошлых лет.
Как организовать помещение
Правильная организация помещения нужна, чтобы точно рассчитать интенсивность использования складов, предугадать места наибольшей нагрузки. Исходя из этих данных, создается виртуальная модель склада, которую можно сразу протестировать. При таком подходе, проект проходит несколько этапов анализа.
Анализ потоков
Анализ потоков — это метод, который по шаблонам рассчитывает пути движения единиц хранения на складе начиная от входа и заканчивая выходом. Учитывается направление движения товара, взаимодействие единиц на разных этапах при подготовке к отправке.
Анализ нужен, чтобы следить за движением товара на складе. Для графического отображения используются диаграммы Санки. Выглядят они как набор линий (струй), которые проложены вдоль маршрута каждого из товаров. Толщина каждой струи показывает интенсивность потока единиц хранения. Для каждого наименования используется свой цвет.
Такой метод позволяет выявить нагрузку, критические места, и заранее развести некоторые маршруты.
При оптимизации с помощью диаграмм Санки учитывается:
- вход и выход единиц хранения,
- структура и направление движения,
- места входа и выхода на промежуточных этапах,
- ответственное лицо (за весь процесс и промежуточные этапы),
- несколько показателей эффективности работы,
- ресурсы и инструменты,
- сценарий отклонения от стандартной ситуации,
- документация.
Анализ работы
Оценка работы склада необходима, чтобы собрать вместе все данные о продукте, производительности, работниках и системе. Все это учитывается, чтобы понять, насколько эффективно работает логистика. Исходные данные о возможностях склада соотносятся с результатами работы предприятия:
- заказы, доставка,
- планы по расширению,
- дополнительное финансирование отдела и инвестиции.
После составления анализа специалисты могут выявить:
- направления, которые нуждаются в улучшении (например, структура товаров на складе не соответствует потребностям),
- где необходимо автоматизировать процесс или улучшить материально-техническое обеспечение,
- эффективность работы персонала,
- пути экономии.
Чтобы заказчик мог наглядно увидеть, как работает логистическая система на его складе, специалисты предоставляют результаты аудита в виде графиков, презентаций, наглядных материалов и т. д.
О технологии
«Финоко» позволяет контролировать ключевые показатели вроде оборачиваемости, покрытия, выручки, выручки-отгрузки с квадратного метра, занятых человек на каждый рубль отгрузки. Любое негативное изменение показателей сразу видно. Точно так же можно эффективно рассчитать бонусы в случае увеличения показателей выручки, например.
У компании есть опыт работы со многими сферами, как производственными, так и торговыми, а также сферой услуг. Поэтому для любой организации будет подобран индивидуальный подход, основанный на опыте специалистов, что гарантирует надежный результат.