Бывают ситуации , когда предпринимателю необходимо произвести оценку своего предприятия или фирмы своих конкурентов.
Оценка стоимости бизнеса требуется для операций купли-продажи, привлечения инвесторов и мониторинга эффективности компании. В нашей статье мы расскажем , какие методы оценки бизнеса бывают и как устроена методология расчетов.
Объективность оценки
Процесс оценки стоимости чего либо сопровождает нас ежедневно. Мы регулярно оцениваем товары и услуги , в попытке сопоставить ценность предложения и его цены.
Любой человек хочет , чтобы стоимость приобретаемого была сопоставима с ценностью или , в идеале , чтобы ценность превосходила цену.
Бизнес – это тоже товар. И как любой товар, рано или поздно может быть продан. Но чтобы его продать придётся провести оценку и выразить ценность в понятных цифрах.
Для оценки стоимости бизнеса существуют разные методики, которые учитывают все важные параметры – от рекламы до аренды помещений и размера штата.
Несмотря на вполне логичное желание покупателя- приобрести подешевле, а продавца- продать по максимальной стоимости, бизнес следует оценивать объективно , наглядно обосновывая заявленную стоимость.
Почему нужно правильно оценить бизнес
Грамотная оценка стоимости бизнеса будет нужна не только при продаже, но и для привлечения внешних инвестиций или оценки бизнес-процессов.
Давайте разберемся, кому именно нужны результаты оценки.
Собственнику- как показатель эффективности бизнес-процессов:
Сколько проделано работы, в каком состоянии пребывает предприятие, какие перспективы у фирмы будущем – ответить на это поможет оценка эффективности.
В процессе оценки можно выявить сильные стороны предприятия, отлаженность производственных процессов или , наоборот, увидеть слабые места и приступить к их устранению.
Даже если вы не планируете продажу в ближайшем будущем , когда-то этот момент, скорее всего , наступит и будет благоразумным подготовиться к этому заранее.
Инвестору-для наглядности перспектив дальнейшего развития:
Для развития и масштабирования нужны новые вливания денежных средств. Их можно получить через процедуру кредитования или благодаря привлечению инвесторов.
Если стоит задача заинтересовать потенциального инвестора в вашем предложении, то оно должно выглядеть прозрачным , прибыльным и рабочим. То есть нужно выставить товар в лучшем свете, но при этом показать абсолютно правдивые цифры.
Покупателю – для дальнейшего приобретения:
Самая часто используемая оценка – для продажи бизнеса. Она проводится для того, чтобы можно было выставить правильную цену и иметь возможность обосновать её. При такой оценке учитываются материальные и нематериальные активы.
Какие виды стоимости существуют
Единый цены на всё не существует , и она варьируется в зависимости от обстоятельств.
Рассмотрим каждую разновидность:
- текущая – для понимания стоимости существующих активов,
- инвестиционная – для привлечения внешних инвестиций,
- рыночная – для проведения процедуры купли-продажи бизнеса,
- ликвидационная – стоимость, уменьшенная на величину издержек.
Все эти виды цен складываются из определенных показателей.
Давайте разберемся более детально.
Текущая
Она показывает суммарную стоимость всех затрат для развития предприятия с учетом всех активов.
Требуется для страхования имущества, переоценки активов и налоговой оптимизации.
Пример:
Фирма «N» проработав на рынке шесть лет, решила застраховать свое имущество, но первоначальная цена активов за этот период изменилась.
- На старте оборудование оценивалось в три миллиона рублей, а спустя шесть лет – два миллиона сто тысяч;
- имущество стоило два миллиона семьсот тысяч, а стало два миллиона двести тысяч;
- Сам бизнес оценивался в шесть миллионов рублей, а стал пять миллионов двести тысяч
Таким образом стоимость оборудования и имущества фирмы снизилась на девятьсот и пятьсот тысяч соответственно, а сама компания подешевела на восемьсот тысяч рублей.
Инвестиционная
Инвестиционная стоимость показывает цены предприятия с учетом ее перспектив для конкретного инвестора.
Предполагаемому инвестору необходимо видеть объемы и стоимость финансирования, оценить преимущества и просчитать риски. В зависимости от привлекательности предложения, стоимость может отличаться от рыночной в большую или меньшую сторону.
Рыночная
Рыночная стоимость показывает, во сколько оценивается предприятие на рынке в конкретный период. Показатель даёт понимание, как и кому ее можно предложить. Также бывает полезна для понимания долгосрочных перспектив, и если компания выступает в качестве залога.
Для расчета используются все источники дохода и цена всего имущества, состоящего на балансе.
Ликвидационная
Ликвидационная стоимость показывает цену активов предприятия без учета затрат на продажу. Подобная оценка проводится при необходимости срочного закрытия и снижает стоимость бизнеса значительно ниже рынка.
Как скорректировать стоимость и в каких случаях это нужно?
Откорректировать цену и показать бизнес с ещё более выгодной стороны можно за счет различных оптимизаций; выбрать более удобный режим налогообложения или избавиться от задолженностей и т.д. По итогам оценки можно будет увидеть слабые места и поработать над ними. Как итог, вы повысите оборот компании и будете выглядеть более выигрышно на фоне ваших конкурентов.
Заключение
Всё, вышеизложенное, требует большого количества сил, средств, знаний и , естественно , времени.
Некомпетентные кадры просто не смогут провести процедуру правильно, что приведёт к большому количеству ошибок и неоправданным тратам. Чтобы оценка стоимости бизнеса не обернулась лишними затратами, обращайтесь только к специалистам , которые могут подтвердить свою квалификацию в подобных вопросах.
Нашими сотрудниками, на базе сервиса “ФИНОКО”, был разработан продукт “ФИНОКО. Веб-сервис”, нацеленный на управленческий учет и финансовый анализ предприятия. А специалисты нашей компании помогут вам освоить инструмент и не допустить ошибок.