Расчёт KPI: методы, примеры, ошибки

Расчёт KPI: методы, примеры, ошибки

Чтобы улучшить показатели работы сотрудников, на предприятиях часто вводят Key Performance Indicators (ключевые показатели эффективности). Эта система  позволяет определять текущие задачи, и стимулировать сотрудников в направлении достижения необходимых показателей. Внедрение системы ключевых показателей неизбежно приведёт к увеличению результативности труда персонала и росту выручки предприятия. В этой статье мы кратко объясним , как производится расчет KPI.

Кратко о системе

KPI-это способ понять, насколько усилия сотрудника полезны предприятию и достигаются ли ключевые стратегические цели , возложенные на работника. То есть собственник, глядя на отчёты KPI, может определить результативность того или иного процесса, и непосредственно повлиять на него, например премированием, личной поддержкой рабочего или депремирование. Показатели каждого отдельного сотрудника, при этом , должны быть привязаны к общим целям предприятия.

Необходимо сделать так, чтобы все службы и подразделения действовали как одно целое.

Исходя из чего разрабатывается KPI

У системы KPI нет четких рамок по обозначению приоритета и метрики подбираются индивидуально под каждую службу , отдел и сотрудника. Из-за этого практически невозможно найти две фирмы с абсолютно одинаковыми методами ведения расчётов. Как правило  руководителя интересуют такие параметры:

  • Объём затрат;
  • Производительность;
  • Результативность;
  • Фактический итог.

В зависимости от того, какие метрики интересуют руководителя, формула расчета KPI будет отличаться.

Как рассчитывается KPI

Как рассчитывается KPI

Знать, как рассчитывается KPI должен руководитель любого предприятия, которому необходимо провести анализ всей работы в целом и конкретного сотрудника в частности.

Все собственники видят развитие фирмы по-своему и ставят задачи , исходя из важных для них стратегических целей. Одни хотят повысить производительность, другие- увеличить прибыль при прежних объемах, кто-то хочет сделать и то и другое одновременно.

Формулы

Чтобы оценить всех, кто работает в организации, по КиПиАй разрабатывается матрица, или указ о целях. Общая форма выглядит так:
Индекс KPI = ((Факт – База) / (Норма – База)) * 100%.

Прежде чем начинать разработку системы KPI, необходимо задать три уровня эффективности:
База — минимальное значение, которое служит точкой отсчета результатов.
Норма — среднее значение, учитывающий состояние рынка, сложность работы, возможности конкретного сотрудника.
Цель — уровень выше норматива, к которому нужно прийти.

При всём , вышеизложенном надо понимать , что отчеты KPI — это не репрессивный инструмент, а наглядное числовое выражение результатов труда и возможных проблем в трудовом процессе , на которых надо заострить внимание.

Итог

Несмотря на все преимущества данной системы у неё есть и свои минусы:
процесс создания и внедрения метрик KPI очень длителен и трудозатратен. Иногда не все руководители понимают, что такое «расчет kpi», как устроены принципы разработки индексов или вообще не знакомы с этим понятием.
Избежать лишних проблем поможет обращение к узкопрофильным специалистам. На базе сервиса управленческого учета Финоко разработаны комплексные инструменты, позволяющие работать с ключевыми показателями. Наши консультанты помогут разработать и внедрить метрики KPI для любой должности, сэкономив ваши время и силы